|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
О ЦЕНЗУРЕ Норильские хроники. 15 августа 2005 г. Маленький скандал, связанный с взаимоотношениями власти и СМИ. На днях из мэрии разослали новый регламент работы чиновников с журналистами. Мол, отныне любые контакты чиновников с прессой возможны только с разрешения (письменного или устного) их непосредственного начальника, плюс еще надо поставить в известность заместителя главы города, курирующего департамент, в котором работает данный чиновник. "Заполярный вестник" и "Северный город" уже высказались по этому поводу, теперь очередь нашей скромной рубрики. В очередной раз городская власть стремится ограничить доступ журналистов к информации. Проще говоря - взять под контроль все, что говорится о работе команды Мельникова. Подобное с нашей горячо любимой городской властью происходит не впервые, и что толку становиться в позу благородного обличителя? Гораздо интереснее посмотреть, каков механизм появления подобных "запретительных" регламентов, циркуляров и прочих порождений больного бюрократического разума. Выглядит это примерно так. Есть мэр (Ткачев, Бударгин, Мельников). При мэре есть свита, окружение, гордо именующее себя "командой". Хотя команда - это когда люди состоят друг с другом в партнерских, равных отношениях. А здесь именно свита - есть один главный (глава) и есть прочие, ему подчиненные. Во всякой свите идет активная борьба за близость к главному, за влияние, поэтому одна из основных забот людей свиты - любым путем сохранить расположение главного, не прогневать босса. По принципу "величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч". В том числе - и от встреч с реальной жизнью. Потому что помимо свиты есть еще другие люди, которые совершают несистемные поступки и говорят непредсказуемые речи. И есть журналисты, которые эти речи предают гласности. И зачастую эти речи рисуют главного, ммм, не в самом лучшем виде. Ему-то это, может быть, по барабану, но свита! Свита на подобные неожиданности реагирует крайне нервно. Это было при Ткачеве, было (в крайне болезненной форме, почти мании) при Бударгине, теперь это процветает при Мельникове. Ничего нового. Психология "шестерок", психология людей свиты не меняется. Теперь вопрос: что же делать, чтобы не было никаких непредсказуемых, несогласованных заранее слов и поступков? Правильно: надо поставить информацию о деятельности главного под тотальный контроль! Мудро! Собственно, здесь ничего нового. Что-то где-то Мельников увидел или прочитал, ему не понравилось, он вызвал человека, который отвечает за информационную политику, и вставил ему пистон. А уж потом кто-то подсуетился и придумал, что отныне все чиновники должны общаться с журналистами исключительно с санкции своего начальника (хорошо хоть, не в его присутствии). Это даже не цензура. Это дурь. Усердие не по разуму, как говорил Петр Первый. Зато в очередной раз люди из "команды" Мельникова, люди свиты, продемонстрировали всему городу, насколько они не способны предложить внятную информационную политику. И насколько грубо и непрофессионально (о нарушении законов уже и не говорю) действуют там, где дело касается информирования общественности о том, что происходит в стенах нашей администрации. Если журналист будет строить свою работу в соответствии с требованиями какого-то перепуганного буратины из свиты Мельникова, то единственным источником информации о работе городской администрации останется гостевая газеты "Норильчанин". А если судить по тому, что там пишут, все свободное время главы Норильска посвящено поеданию шашлыков у Тагира и катанию на катере в сильно нетрезвом виде. А главное - все равно никакого контроля за информацией не будет. Природа не терпит пустоты: если возникают трудности с получением информации из администрации, журналисты будут получать ее из других источников. Если, скажем, клерк из управления городского хозяйства не захочет рассказать о том, как у нас красят бордюры - так об этом расскажет, например, депутат, которому через полгода переизбираться и хочется лишний раз напомнить о себе. Если, скажем, управление муниципального заказа, ссылаясь на регламент, не может рассказать, как там проводятся тендеры на поставку мебели - так найдется общественник, которому тоже скоро идти на выборы и расскажет, что информации дают не потому, что регламент, а потому что воруют бюджетные деньги и все тендеры подставные. Вдобавок сами журналисты начнут писать на гостевых про администрацию и ее новую информационную политику. Уж что они напишут - можно предположить. Так что единственным следствием принятия всяких запретительных регламентов будет исчезновение местной администрации с местного информационного поля. Интересно, тот, кто придумал этот регламент, догадывался о таком развитии событий? |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|