|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
|
#82. Итоги политической недели 6 - 13 декабря НЕ ПРО ПОЛИТИКУ
Но сначала для тех, кто не в курсе: три дня (с 9 по 11 декабря) в Норильске проходила конференция "Локальные истории", организованная Фондом Прохорова. На конференцию съехались ученые, занимающиеся проблемами истории и смежными дисциплинами - антропологией, этнографией, филологией и даже неведомой нам гуманитарной географией. Приехали журналисты и краеведы. Приехал Сергей Переслегин, один из самых сильных российских философов, занимающийся "сценарным моделированием" развития российских регионов (его особый интерес - "имперские фронтиры", Север и Дальний Восток); приехал Александр Флоренский, основатель митьковского движения и создатель первого альтернативного краеведческого журнала; приехал Андрей Головнев, режиссер лучшей документалистики на этнографические темы, изучающий мифологию северных народов; приехал Дмитрий Замятин, человек, придумавший, как можно гуманитарные особенности регионов использовать для их экономического развития; приехала Наиля Аллахвердиева из Екатеринбурга, автор уникальных проектов по переустройству городского пространства; приехал Алексей Чадаев, один из самых сильных журналистов по темам местного самоуправления; а еще приехал депутат ЗС и ректор Красноярского педуниверситета Николай Дроздов… Это я далеко не всех перечислил. Да и перечень нужен, собственно, только для того, чтобы подчеркнуть: ничего подобного по уровню и "звездности", как эта конференция, посвященная истории Норильска, - ничего подобного в истории Норильска еще не было. Организовал это все Фонд Прохорова. Можно как угодно относиться к Прохорову и к Фонду, но спасибо им за это. Конференция была посвящена, как я уже сказал, проблемам изучения местной (локальной) истории. Есть такой научный термин - local history, "история места", то, что у нас называют региональным краеведением. Правда, мировая практика local history, "локальной истории" включает в себя не только изучение собственно истории, но и изучает, как исторический опыт синтезируется с региональной экономикой, социологией, этнографией, философией, даже с психологией. Замечу, что конкретно об истории Норильска, о фактической стороне, говорили мало. Говорили, если можно так сказать, о нашей метаистории, о событийной, эволюционной составляющей. Не о том, что было в прошлом, а о том, чего ждать в будущем. Клянусь - это было настолько круто, что я до сих пор под впечатлением. Здесь есть одно важное уточнение. Поскольку я сам написал книгу по истории Норильска и даже делал о ней на конференции доклад (да, еще состою членом попечительского совета Фонда Прохорова) - может, все эти мои излияния - это такой пиар, попытка привлечь внимание к чему-то несущественному? Уверяю вас, что нет. Конференция произвела сильное впечатление не только на меня, но и на многих, кто там побывал. Даже не о впечатлении речь идет, а о, не могу найти слов, некоем… ээ… нет, буду говорить по порядку, а там поймете, что я имею в виду. Дело в том, что конференция, как сказал один мой знакомый, все три дня посещавший ее заседания, "сильно прочистила мозги". После конференции лично мне стало понятно: все наши ожесточенные споры по поводу того, какое будущее ожидает Норильск, все дискуссии о том, к чему мы (мы - в смысле все живущие здесь, норильское общество) движемся, - все это теперь воспринимается несколько по-другому. Потому что благодаря конференции появилась возможность выслушать умных людей, ученых, которые именно этими проблемами занимаются всю жизнь. И которые способны воспринять нашу норильскую local history со стороны, беспристрастно и объективно. И могут сравнить норильский опыт с опытом других Северов - Камчатки или Сахалина, или Канады, или Норвегии. Взгляд со стороны - вот чего, я понял, нам всегда не хватало. Потому что пребывая внутри норильской local history, мы воспринимаем ее как нечто уникальное. Мы считаем, что все вокруг уникальное, самобытное, неповторимое, свое - и Норильск, и природа, и люди здесь живут такие, каких нет нигде на свете. Субэтнос типа казаков, особая человеческая порода. А потом слушаешь людей, которые очень давно и очень серьезно занимаются именно изучением Северов - не только российских, но и мировых - и они говорят: да, ребята, вы живете в городе, который уникален и неповторим, но ваши проблемы, ваш менталитет, ваша психология, ваш патриотизм - это все уже есть в других городах, и вам полезнее было бы, прежде чем говорить о собственной уникальности, поинтересоваться, как живут люди в остальной части мирового Заполярья… Сильная такая получается прививка от местечкового патриотизма. Ведь они правы, сто раз правы, в говорят действительно очень отрезвляющие вещи: мы ведь действительно, в большинстве своем, отношения с внешним миром строим в основном по оси "Норильск-материк" и почти никогда - "Норильск-остальное Заполярье". Но дело даже не в этом. Дело в другом. Ситуация в Норильске, по мнению ученых, практически не отличается от ситуации в остальных северных городах России. Я здесь не об экономической ситуации говорю, а о, скажем так, мировоззренческой: 85 процентов населения воспринимают Норильск местом временного проживания, намерены уехать отсюда в течение ближайших лет и ко всему, что здесь происходят, относятся соответственно. Главное - урвать сейчас как можно больше (зарплаты, льгот, квартиры на "материке"), а там трава не расти. То, что "временщиков" здесь подавляющее большинство, определяет и интеллектуальный климат территории, и ожидания населения. Никто не хочет слышать о серьезных структурных преобразованиях, которые дадут плоды через 5-6 лет, всем надо сейчас увеличить зарплату, создать новые рабочие места и выдать по коттеджу в Белгородской области. Соответственно, местным властям и вообще людям, которые принимают стратегические решения (в случае с Норильском это, надо полагать, Прохоров и Хлопонин) приходится преодолевать сильное сопротивление большинства населения, которое намерено через несколько лет уехать отсюда и поэтому крайне болезненно воспринимает любые локальные ограничения. В этом Норильск, увы, ничем не отличается от любого другого северного города России. Отсюда, к слову, и феномен норильской общественности, вернее, феномен отсутствия нормальной структурной оппозиции. Зачем оппозиция, если оппозиционер, как правило, "озвучивает" те же идеи о том, что все мы здесь временно и скоро уедем? Что дельного такой оппозиционер может предложить? Чьи интересы он может отстаивать, если его можно пошло купить, выдав ему вне очереди квартиру на "материке"? Другая оппозиция, говорят ученые, у вас есть. Это именно та оппозиция, которая может предложить собственную альтернативную стратегию развития региона. Это те люди, которые имеют сильные мотивации к тому, чтобы жить в Норильске как можно дольше. Их проблема в том, что их мало и они стараются не высовываться. Потому что даже если им дадут трибуну, то, что они скажут, для большинства норильчан прозвучит кощунственно: валите отсюда все, кто хочет, но не присваивайте себе право решать, как здесь должны жить те, кто здесь остается! Если даже появится общественный деятель, который это произнесет, его просто на части порвут. Такие дела. Кстати, отсюда и феномен такого политика как Мельников - им гости конференции сильно интересуются, потому что нигде в Заполярье нет прецедента, чтобы оппозиционный политик выиграл у Системы и стал мэром. При этом ученые говорят такие вещи (звучащие столь же кощунственно для "средних норильчан"): Мельников стал мэром и пожертвовал собственной политической репутацией оппозиционера и борца с "Норильским никелем", потому что стал делать все то, против чего он непримиримо выступал когда был в оппозиции - сброс непрофильных активов из компании на бюджет, реформу ЖКХ, структурные преобразования в бюджетной сфере… Все дело в том, что эти мероприятия (структурные реформы и т.д.) - долгосрочная стратегия "экономического оздоровления" Крайнего Севера, которая даст плоды через четыре-пять лет. И Мельников, как человек неглупый, встал перед этим выбором: ничего не делать, но сохранить в памяти народной себя как "непримиримого борца" или потихоньку двигать структурные реформы, похоронив себя как публичного политика. Поскольку, как я уже сказал, интеллектуальный климат на территории определяется теми, кто хочет все получить "здесь и сейчас", временщиками, в принципе не мыслящими никакими долгосрочными категориями, остается одно - не обращать внимания на тактику (политика) и заниматься стратегией (реформы). А временщики пусть обзывают его продавшимся "Норильскому никелю" - с исторической точки зрения Мельников все делает верно. И это говорят серьезные люди, ученые с мировыми именами, которые, к слову, норильскую ситуацию (в сравнении с тем, как обстоят дела в других северных городах России) знают очень неплохо. Но все же базовым, исторически обусловленным, и самым труднопреодолимым противоречием и норильской жизни, и норильской истории, и норильской экономики является не конфликт между комбинатом и городом, не конфликты между этническими диаспорами (азербайджанцы там против русских), а вот этот главный конфликт - между теми, кто здесь временный, и теми, кто собирается здесь прожить всю жизнь. Разные мотивации, разное отношение к перспективам развития, разные ожидания. И главная проблема ЛЮБОЙ норильской власти - это развивать Норильск в интересах "постоянной" части его населения, преодолевая активное неприятие и враждебность части "переменной". Вот это соотношение "постоянного" и "переменного" контингента, баланс интересов - это, по сути, и определяет, какое будущее будет у Норильска. Такое, каким его хотят видеть "временщики" или "патриоты". Сам я отношусь к тем, кто собирается здесь жить постоянно. Я не собираюсь уезжать из Норильска. Это дает мне возможность оценивать происходящее на территории более отстраненно и снисходительно относиться к тем, кто кричит об "умирании" Норильска. "Умирание" - это слова из сериалов, это эмоциональная история Норильска. А его рациональная история выглядит совсем-совсем иначе. И здорово (да что там здорово - я просто безумно этому рад), что люди, которые могут авторитетно об этом сказать, приехали в Норильск на научную конференцию и сказали об этом. А Сергей Переслегин так и вовсе произнес слова, что Норильск как форпост человеческой цивилизации на Крайнем Севере был бы неплохой столицей России! Когда будете выращивать морковку на Белгородчине, еще помянете эти слова. |
||
|