П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.


#80. Итоги политической недели 14 - 28 ноября

ПИЛОТНЫЙ ПРОЖЕКТ


ОТ АВТОРА.
Две недели не писал "Политобоз" - знаю, виноват. А между тем событий за эти две недели произошло множество. Украли проект бюджета в финансовом управлении, приезжал Прохоров, депутаты делили деньги, понизили аренду на землю, пенсионеров в очередной раз обидели, Мельников со Шмаковым ездили в Красноярск договариваться насчет кавешек… обо всем не напишешь.


Но сперва - о соседях. Коллега из дружественного таймырского СМИ рассказал, какая у них в Дудинке начинается веселуха - предвыборная кампания в окружную Думу. Местные политики под духовным лидерством дудинского мэра А.П.Кузнецова против пришлых бударгинских хлопцев будут делить места в окружном парламенте. Все, как водится, очень непросто. Таймыр, Красноярский край и Эвенкия объединяются. Выборы в таймырскую Думу - единственные выборы в органы местной власти, которые пройдут до апреля, до референдума по объединению. Таким образом, они превращаются в своеобразные "праймериз", "пробный референдум". Если в январе в Думу изберутся сильные государственники, сторонники объединения (читай - ставленники действующего губернатора), значит, и за судьбу референдума не стоит беспокоиться. А если в Думу пройдут сепаратисты, местные политики и прочие сторонники таймырской самобытности - это станет недвусмысленным сигналом: у таймырского губернатора большие проблемы, он не контролирует ситуацию на территории. Так что выборы в окрдуму - это больше чем выборы. Это вопрос сохранения доверия Москвы к губернаторам-объединителям. Интересно в ближайшие два месяца будет в Дудинке.

У нас тоже скучать не приходится. Вот, скажем, украли из кабинета финуправления отчет об исполнении городского бюджета и проект бюджета на следующий год. Милиция, как всегда, комментариев не дает, версий, как всегда, множество. Самая глупая - что кражу инсценировали сами клерки фину, потому что не успевали подготовить отчет. Самая экзотическая - что кражу затеяли общественники из Кайеркана и Талнаха: мол, если затормозить прохождение бюджета, это как-то повлияет на то, что Большой Норильск станет не городским округом, а именно муниципальным районом. И можно будет жить. Еще одна версия - что проект утащили люди из коммунальных "оошек", поскольку им важно знать, сколько денег собираются выделить на следующий год на ЖКХ. Словом, несколько версий и большинство политические: винчестеры с бюджетом утащили не просто так, а во имя неких высших соображений.

Хотя я почему-то уверен, что нет там никакой политики. То, что в окно кабинетов фину можно без труда проникнуть по заброшенной пешеходной галерее, и что злоумышленники три раза забирались, скажем, в редакцию "Заполярной правды", находящейся этажом ниже, - об этом знают только те, кто там работает. То, что на украденных винчестерах не хранилось никакой особо ценной информации (и что копии сохранились в других машинах) - об этом тоже довольно многие говорят. То, что наши общественники и коммунальные "оошки" вряд ли способны пользоваться услугами политических наймитов - это по ним и так видно. То, что хулиганов развелось, даже в кабинеты фину пролезли - это тоже факт. Пусть ищут.

Бюджет - это про деньги. А про деньги последние дни говорят вообще много. Например, в городскую казну упали два миллиарда рублей дополнительных доходов - зря, что ли, никель с начала года на 40 процентов подорожал? Деньги поделили стремительно, без долгих обсуждений. Самые большие суммы пошли на погашение муниципальной кредиторки (700 миллионов, хорошая новость для подрядчиков, которые уже не надеялись получить деньги), новую программу переселения (245 млн.), жилищные кавешки на следующий год (365) и взнос в Пилотный проект (90 миллионов).

Вполне разумные решения, разве что можно поспорить по поводу Пилотного проекта. Финансировать его администрация решила, похоже, из чистого альтруизма. Уже и так понятно, что ни по условиям банка, ни по соображениям житейской практики пилотный проект в Норильске работать не будет. И вообще я чем дальше наблюдаю за Пилотным проектом, тем больше убеждаюсь, что МБРР попросту тупо "развели" на деньги, представив проблему переселения на материк как какую-то всеобщую социальную катастрофу.

Дело в том (и сейчас я произнесу вещь кощунственную), что проблемы переселения в Норильске не существует! Я знаю, о чем говорю. Три года назад в Норильск приезжали социологи из МБРР, которые в преддверии запуска Пилотного проекта проводили исследования. Раз уж Международный банк решил дать Норильску деньги на переселение (38 миллионов долларов, треть миллиарда по нынешним деньгам!), то он потратился на то, чтобы нанять социологов, которые изучат вопрос.

Социологи изучали вопрос несколько месяцев. Это действительно было очень глубокое и полноценное изучение темы переселения на "материк". Социологи создали несколько фокус-групп из представителей "целевых категорий" - то есть потенциальных участников Пилотного проекта - пенсионеров, матерей-одиночек, бюджетников и т.д. С каждой группой плотно работали, обкатывали предложения, методики, выясняли мотивы, почему люди хотят уехать… Я попал в фокус-группу журналистов, поэтому об этом и знаю. И еще потом несколько раз консультировал социологов, когда Пилотный проект начал работать.

Так вот, социологи еще тогда, три года назад, пришли к парадоксальному выводу: проблема переселения в Норильске сильно преувеличена. Она была очень актуальна в начале 90-х, когда у большинства людей сгорели в результате реформ накопленные на отъезд деньги. Она была актуальна в середине 90-х, когда в Норильске стало тяжко жить всем - и комбинатским, и бюджетным - и общие настроения преобладали пессимистические, и люди ощущали себя "заложниками Севера". Правда, после, когда жизнь потихоньку стала налаживаться, и появился отложенный спрос, и те, кто страстно хотел уехать отсюда, уехал и перестал будоражить общественность - вот тут и подоспел Пилотный проект.

Отсюда хотят выехать либо те, кто приехал в Норильск относительно недавно (3-5 лет назад), либо те, кто в советские времена копил деньги на выезд, но деньги сгорели в результате реформ (таких осталось немного: люди, даже потеряв деньги, ставили цель любыми способами уехать из Норильска - и в конце концов уезжали).

Например, меня поразили данные по самой, вроде бы, "отъезжанческой" категории - одинокие неработающие пенсионеры. У которых здесь нет никого, которых здесь ничего не держит, и которые живут на одну пенсию. Так вот, именно эти старики наотрез отказывались выезжать! Объясняли тем, что на "материке" они, старые, никому не нужны, а в Норильске соседи хоть кружку воды принесут и за хлебом сбегают.

Пилотный проект придумал Потанин, еще когда был вице-премьером, году в 96-м. И тогда же пообещал решить проблему переселения на "материк" за счет кредитных ресурсов иностранных банков. Потом пару лет шли согласования. Потом МБРР (Международный банк реконструкции и развития) года два вел переговоры с правительством России, чтобы сделать Пилотный проект федеральной программой. Потом еще какое-то время ушло на подготовку и изучение ситуации на месте (социологи в Норильске). Словом, когда проект начал действовать, реально проблема переселения уже перестала быть настолько острой. Во-всяком случае, условия Пилотного проекта, актуальные для Сусумана или Воркуты (в Сусумане собираются закрывать предприятия и делать вахтовый поселок, в Воркуте стоимость квартир из-за отсутствия работы примерно как в Кайеркане) - так вот, для норильских переселенцев эти условия оказались малопривлекательными.

Подозреваю, что сами авторы Пилотного проекта быстро разобрались, что к чему, но остановить машину было уже невозможно, и два года под Пилотный проект загоняли всех желающих, а в результате смогли освоить примерно 0,7 процента от выделенных денег. Круто. Вдобавок реклама, вообще информационное обеспечение Пилотного проекта в Норильске было организовано безобразно.

Еще одно важное решение недели - депутаты снизили базовые ставки аренды на землю. Вернее, для одних категорий арендаторов подняли до заоблачных высот (больше всего пострадали игровые автоматы, автобусные остановки и наружная реклама), для других, наоборот, понизили. Предполагается, что, мол, теперь в Норильске дешевая земля, и это, дескать, должно способствовать развитию местного бизнеса - бизнесмены сейчас прельстятся дешевой землей и примутся здесь строить павильончики и магазинчики.

Насчет того, что прельстятся и начнут строить - есть сильные сомнения. Кроме "Норильского никеля", решившего строить здесь Ледовый дворец, желающих пока не наблюдается (кстати, не Норильскому ли никелю депутаты сделали такой подарок - дешевую землю под застройку?).

Капстрой в Норильске стоит недешево, поэтому коммерсанты в большинстве своем предпочитают сидеть на аренде муниципальных торговых площадей. А там царит такой беспредел, куда депутаты не лезут, потому что бесполезно. Человек, взявший в аренду какой-нибудь большой магазин, скажем, на Ленинском проспекте, принимается круто на нем зарабатывать: сдает площади в субаренду по диким ценам, городу платит аренду по фиксированной таксе, на разницу живет. И неплохо живет. Один мой знакомый после трех лет аренды "Олимпийца" построил в Адлере двухэтажный дом на берегу моря, купил триста метров пляжа и еще пару кафешек. У других арендаторов уровень благополучия примерно такой же. Понятно, что кому попало магазины в аренду не дадут, поэтому разница между муниципальной арендой и частной субарендой - это "черная касса" городской администрации, а также постоянно действующий предвыборный фонд для нужд как минимум троих последних градоначальников. А еще это основная причина, почему в Норильске растут цены - потому что субарендаторам время от времени увеличивают поборы, а они включают эти расходы в цены.

Уже сколько раз говорилось, что единственное решение этой проблемы - чтобы субарендаторы заключали договоры на аренду не с арендаторами, которые их бессовестно обирают, а непосредственно с департаментом собственности, по фиксированным унифицированным ставкам. То, что все последние годы эту тему мягко спускают на тормозах - лучшее свидетельство того, что "арендный нал" используется, скажем так, для всяких непредвиденных расходов наших милых городских бюрократов. И ведь спросите любого коммерсанта - он вам и фамилии назовет, и должности, и реальные суммы, и кабинеты, в которые их заносят арендаторы. А жизнь-то дорожает…

Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru Служебный вход:
Сайт создан в системе uCoz