|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
|
#76. Итоги политической недели 18 - 25 октября БЕЗМОЛВСТВИЕ
Общественники Большого Норильска в минувшую субботу снова собирались для выяснения вопроса, чем же надо заменить ЕМО. Обсуждение было очень долгим, шумным и даже не обошлось без легкого рукоприкладства. Но в итоге общественники пришли к выводу, что всем будет хорошо, если ЕМО преобразуют в муниципальный район. Возникает очередная интрига. За несколько дней до этого Мельников, а еще раньше - и Прохоров, и еще несколько "лидеров мнений" пришли к совершенно противоположному выводу: лучшей формой административно-территориального преобразования для ЕМО будет превращение его в городской округ. А общественники, значит, выступают за муниципальный район. Позиция общественников более чем понятна. Муниципальный район - это значит, что вместо нынешнего ОДНОГО мэра появляются вакансии выборных глав в Норильске, Кайеркане и Талнахе, плюс выборные горсоветы во всех трех городах… какое обилие вакансий! Какие возможности открываются для триумфального возвращения в Большую Местную Политику! А еще ведь предполагается администрация муниципального района и там тоже - выборный глава, депутаты, а у депутатов, как водится, помощники за счет бюджета… Какое измученное общественной работой сердце не затрепещет, представляя все эти новые карьерные лестницы, даруемые при появлении на месте ЕМО муниципального района? Зато всем, кто делает real politic на территории, муниципальный район не нужен абсолютно. Городской округ - вот самое то. То, что доктор прописал. Во-первых, при городском округе уничтожаются статусы городов у Кайеркана и Талнаха - то есть вопрос "сепаратизма" будет похоронен раз и навсегда: Кайеркан и Талнах превратятся в районы города, а руководить ими будут не мэры, а префекты. Во-вторых, не надо заморачиваться с разделением полномочий, распределять собственность, делить территорию, определять полномочия… словом, от этого геморроя удачно уходят, если будет городской округ. И главное - сложившаяся на территории политическая система остается неизменной. Вся политика выстроена в форме пирамиды. На самой ее верхушке находится Мэр (сейчас - глава ЕМО, в будущем - глава городского округа). Мэр - это свой парень, закованный в систему по самые уши. Или не свой парень, который очень быстро (что мы видели на примере Мельникова) делается своим и заковывается в систему по самые уши. Горсовет, в котором большинство принадлежит депутатам от "Норникеля" или аффилированных с ним структур. Роль такого горсовета - служить противовесом мэру, если он вдруг взбрыкнет. Никакой политики, фракционности, публичной полемики подобная система не предполагает. Кандидатам от оппозиции при таком раскладе тоже вряд ли светит попасть в состав горсовета. А даже если попадут - их будет слишком мало, и влияние их будет незначительно. В итоге получается "пирамида", как это есть сейчас в ЕМО: глава городского округа - он же главный распорядитель и организатор всей публичной политики на территории. Для "Норильского никеля" лучшего варианта просто не найти. Не говоря уже о том, что городской округ позволяет избежать практически всех процедур, неизбежных при создании муниципального района - раздела собственности, определения доходных полномочий, подписания соглашений, появления самостоятельных политических центров силы в лице независимых мэров "малых городов" и т.д. Понятно, почему Прохоров высказывается за идею городского округа - ему это выгодно, поскольку позволяет сохранить контроль над публичной политикой в НПР. Понятно, почему его поддерживает Мельников - он надеется, что "Норильский никель" поможет ему переизбраться главой городского округа (может, кстати, зря надеется. Я уже слышал в нескольких местах, что "на мэра" обсуждают другие кандидатуры - Мельникова, не исключено, просто "сольют"). Понятно, почему общественники яростно против. И понятно, почему у них там самые активные кайерканцы и талнахцы. Талнахцев и кайерканцев не так пугает мысль, что Талнах и Кайеркан лишатся собственных гербов, суверенитета, городского статуса и так далее. Скорее, их пугает то, что при городском округе их личные политические перспективы будут равны нулю. Правда, общественное бурление, все эти громкие заявления-обращения - это все не вызывает заметного отклика в массах. Массы переживают совсем о другом. Вот только что передали НПОПАТ в муниципальную собственность - теперь все ждут, что проезд в автобусах подорожает. Или только что сообщили, что со следующего года оплачивать дорогу будут только по доброй воле работодателя. Все мы знаем, что на территории есть только один работодатель, способный без особого напряга раз в два года оплачивать своим работникам дорогу хоть до штата Монтана. Все остальные работодатели - а это несколько сотен мелких фирм, фирмочек, магазинов и проч. - все они скорее всего не проявят подобной доброй воли. Очень похоже, что и администрация не будет проявлять доброй воли, поскольку оплату дороги бюджетникам вполне можно сэкономить ради повышения зарплаты, эээ, наиболее достойным руководителям. Вот еще одна обсуждаемая новость - что всем социальным программам, финансируемым из местного бюджета, приходит кирдык. В следующем году "социалку" будут финансировать из края, а там свои параметры и свои нормативы. И нет, например, такой программы, как выплата пенсионерам по 500 рублей материальной помощи. Когда пенсионеры узнают, как их кинули, они взвоют, и это будет очень громко, можете не сомневаться. Поэтому гневные обсуждения горстки представителей общественных организаций - совсем не то, что сейчас серьезно обсуждается или вызывает хоть какой-то общественный резонанс. Большинство совершенно индифферентно к тому, во что превратится ЕМО - в городской округ или муниципальный район. Норильский народ вообще чрезвычайно равнодушен в плане проявления какой-то общественной активности. Вот совсем недавний пример: 20 октября проходила Всероссийская забастовка бюджетников. Ее поддержали везде, кроме Норильска. Это при том, что средняя зарплата бюджетников последние два года падает, и поднять ее никто не обещает (власти говорят о том, что намерены "удержать доходы бюджетников на уровне 2003 года"). Или такой пример. Спикер горсовета Шмаков летал в Москву - в очередной раз пытался решить проблему легализации кавешек для краевых и федеральных бюджетников. Вернулся ни с чем. Со следующего года федералы и краевые бюджетники лишатся кавешек - причем это уже по закону, местная власть просто не имеет права тратить бюджет на эти выплаты, нет у нее таких полномочий. Что, думаете, краевые и федеральные бюджетники стоят в круглосуточных пикетах и пишут коллективные воззвания? Шиш. Интересная ситуация, я сейчас подумал. Во всем Большом Норильске всего есть примерно триста человек, которые представляют, что нас (в смысле - нас как жителей НПР, и комбинатских, и бюджетников, и всех прочих) ждет в ближайшем будущем. Из этих трехсот примерно тридцать грядущие перспективы беспокоят, и они пытаются как-то повлиять на ситуацию. Остальные двести тысяч мирно спят под звездным небом, совершенно не вникая ни в то, как они будут жить, ни в то, можно ли это изменить. Болото. Зачем, спрашивается, ради них должны колотиться какие-то общественники, зачем печальный Шмаков ездит в Москву и консультируется с печальной Кармазиной? Чего ради стараться, если народ, как и прежде, тупо безмолвствует? |
||
|