|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
|
#74. Итоги политической недели 3 - 10 октября ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ЕМО
Ну, самый суперскандал недели - это про то, как бабушке Глуховой, 78 лет, в качестве благотворительной помощи вручили набор продуктов, срок годности которых истек еще два года назад. Причем оказалось, что вручитель - председатель Союза защиты пенсионеров Севера Регина Овчинникова - прекрасно знала о том, что продукты просрочены. И на вопрос, а не думает ли она, что бабушка может помереть, отведав несвежих благотворительных даров, сказала - "ну, умрет и умрет. Бог с ней". На следующий день в редакции "Северного города" (он рассказал об этой истории) разрывались телефоны - одни ругали Овчинникову, другие спрашивали адрес бабушки, чтобы забить ей холодильник свежайшими продуктами. Единственное, от кого не дождались звонка - это от нашей СЭС или прокуратуры, которые, по идее, могли бы и заняться, почему это нашим бабушкам всякую отраву раздают. В прошлую субботу в кафе "Театральное" в городском центре культуры произошло любопытное мероприятие. Собрание представителей общественности. Тема - будущее ЕМО. Организатор - неутомимый Владимир Иванович Уланов, сопредседатель движения "За местное самоуправление Кайеркана", в недавнем прошлом - заместитель мэра Норильска по региональной политике, а ныне - пенсионер и самый активный общественник Большого Норильска. Для чего Уланов собрал представителей норильской общественности? Причина проста. С января следующего года начинает действовать новый федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Это тот самый закон, который дает старт административной реформе. В частности, по этому закону действующее сейчас в Большом Норильске ЕМО, единое муниципальное образование, становится незаконным и подлежит немедленному реформированию. Причем счет уже идет на дни. В конце октября Законодательное Собрание края должно принять решение о новой форме административно-территориального устройства Большого Норильска. Если за эти дни не подсуетиться и не отправить в край свои предложения, решать судьбу ЕМО краевые депутаты будут в меру своих представлений и опыта. А это очень нехорошо. Хотя бы потому, что от того, во что превратится ЕМО, принципиально зависит многое. Например, схемы бюджетного финансирования, подчиненность, численность чиновников, полномочия местной власти, отношения между Норильском и "малыми городами", да мало ли что. И Уланов, отвечавший в администрации за региональную политику, это хорошо понимает. И честно ждал, что городские власти сами займутся этой проблемой. Но городские власти последние полгода поют бесконечную песню о том, что "нам надо любыми силами сохранить ЕМО", и все прочие варианты преобразования ЕМО, похоже, не рассматривают. Про собрание много говорить не хочется - представители норильской общественности, когда их много, оставляют, конечно, неизгладимое впечатление, но об этом как-нибудь потом. Удивился, узнав, что у нас в Большом Норильске, оказывается аж 270 общественных организаций. Боже, куда столько, если я последние полгода кроме Уланова никого в роли общественника и знать не знаю?! А Уланов молодец - не поленился и собрал все возможные варианты преобразования ЕМО. Коих получилось пять, сейчас их быстренько перечислим. 1.Таймырский муниципальный район. Норильск, наряду с Талнахом, Кайерканом и Снежногорском входит в Таймырский муниципальный район на правах муниципальных поселений - как и Хатанга, Диксон, Дудинка и прочие населенные пункты Таймыра. То есть "столицей" Таймырского муниципального района становится Дудинка, а Норильск уравнивается в правах с Диксоном, Хатангой и Усть-Авамом. С точки зрения управления это удобно. Опять же хлопонинская формула "Норильск- в Таймыр, Таймыр - в Красноярский край" очень подходит - как будто Таймырский муниципальный район в ней описывается. Правда, насколько я знаю, на самом Таймыре еще нет единства, как у них все получится, депутаты городского собрания Дудинки наотрез отказались входить в Таймырский муниципальный район. Поэтому этот вариант можно считать маловероятным. 2.Городской округ, не входящий в состав муниципального района Красноярского края. То есть вместо ЕМО создается Норильский городской округ - есть такая организационная форма в законе. Городской округ по структуре больше всего похож на действующее ЕМО - один "главный" город (Норильск) и "неглавные" населенные пункты (Кайеркан, Талнах). Классическая городская агломерация. Но! Здесь есть один очень сильный минус. По закону городской округ - это город и некие окружающие его населенные пункты. Не города, отмечу особо, не города. То есть чтобы преобразовать ЕМО в городской округ, придется лишить Талнах и Кайеркан статуса городов. Это первое. И второе - в городской округ никак не вписывается Снежногорск, поскольку по закону в городской округ должны входить пункты, находящиеся в пределах пешей досягаемости в течение одного светового дня. В Снежногорск можно долететь только самолетом. Все же повторю: городской округ - ближе всего к ныне существующей структуре ЕМО. И, по слухам, именно вариант превращения ЕМО в городской округ активно обсуждается в "Норильском никеле". Оно и понятно: при городском округе на территории останется один-единственный политик - глава этого самого округа. С ним и будут договариваться. 3.Городские округа на территории Норильского промрайона. То есть создается три городских округа с центрами, соответственно в Норильске, Кайерканке и Талнахе. Довольно странная идея, не слышал, чтобы ее кто-то всерьез рассматривал. 4.Норильский муниципальный район. Создается Норильский муниципальный район - новая муниципальная единица в Красноярском крае. Норильск, Снежногорск, Талнах и Кайеркан - муниципальные образования в рамках района. Про то, что муниципальный район удобнее всего, если необходимо сохранить независимость и полноценность "малых городов" ЕМО, оставить им право самим распоряжаться своими бюджетами - про это говорят все эксперты. Проблема в другом. Муниципальный район состоит из нескольких муниципальных образований. В каждом муниципальном образовании, соответственно, избираются собственные мэры и собственные горсоветы. То есть вместо одного "центра власти", которым сегодня является норильский мэр, обладающий правом снимать и назначать глав администраций Талнаха и Кайеркана, появляются выборные мэры в "малых городах", собственные горсоветы, и как минимум три "центра силы". Если сегодня "Норильскому никелю" достаточно уметь договориться с одним Мельниковым, верхушкой нашей "емошной" политической пирамиды, завтра, если ЕМО превратится в муниципальный район, появится еще как минимум десяток влиятельных политических операторов - от мэров Кайеркана и Талнаха до авторитетных депутатов и общественников. Минусы: и в крае, и в городской администрации активно не хотят превращения ЕМО в муниципальный район, поскольку невозможно разобраться, как субъекты этого образования будут сосуществовать друг с другом, как будут делить бюджетные деньги и кто их них будет главным. 5.Последний вариант - сохранение ЕМО в нынешнем виде. Для этого нужно всего ничего - внести в федеральный закон соответствующую поправку. Правда, есть несколько но. Первое: подобных поправок в закон предлагали около шести тысяч, но не внесли ни одной. Второе: существование ЕМО, где одни города (Кайеркан и Талнах) подчиняются третьему городу (Норильску) противоречит самой сути не только закона, но и всей административной реформы. Третье: в сохранении ЕМО заинтересованы только те люди, которые хорошо понимают, что в любом другом варианте их ждут перевыборы с негарантированным результатом - а очень не хочется терять должности, оклады, положение… Почему-то сейчас мало кто говорит, что ЕМО был, по сути, политическим предвыборным проектом Бударгина во время мэрских выборов в 2000 году, и что сейчас ЕМО как форма административно-территориального устройства себя изжило. В Красноярском крае два года назад было пять ЕМО, из них три уже прекратили существование - по решениям судов. Осталось Северо-Енисейское и Норильск. И тоже скорее всего ненадолго. ЕМО в Норильске, говорят знакомые юристы из администрации, делали в такой спешке, что сейчас там сплошная правовая каша с обязанностями и полномочиями входящих в ЕМО городов. Например, территория ЕМО определена в 550 тысяч квадратных гектаров, но в его состав включили земли Талнаха и Кайеркана, а землеотвод не оформили и границы не определили. Начни копать - и ЕМО рассыпется как карточный домик. В свете нового закона об административной реформе наше единое муниципальное образование - это фантом. И не будет никто в крае заморачиваться, чтобы его спасти, не будет никто пробивать поправки к закон. Все возможные вариации на тему будущего - это во что переделают ЕМО, в муниципальный район или городской округ. Скоро и сами все увидим. |
||
|