|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
|
#70. Итоги политической недели 6 - 13 сентября ПОКОЛЕНИЕ "ЕМО"
Главной темой недели стала борьба за безопасность. После каждого громкого теракта в провинции (в том числе и в Норильске)начинаются подобные "игры в безопасность". Милиция перешла на усиленный режим (это, если кто не знает, работа по 12 часов при одном выходном без увеличения зарплаты). В аэропорту особенно пристрастно проверяют документы у кавказцев и просто брюнетов. В жилищных компаниях проводят инструктажи среди дворников (среди которых, кстати, в основном кавказцы) на предмет бдительности. В администрации проводят совещания, а депутаты говорят о том, что надо бы больше денег выделять из бюджета на безопасность (сейчас на эти цели выделяется шесть миллионов рублей в год). Словом, все как всегда. На фоне всей этой суеты больше всего порадовала инициатива губернатора Хлопонина о том, что теперь необходимо в каждой школе ввести должность заместителя директора по безопасности - чтобы он, так сказать, блюл и бдил, и всячески "поддерживал связь с силовыми структурами". На эти цели планируется из краевого бюджета выделять по 80 миллионов рублей в год - это, обратите внимание, в двадцать раз больше, чем выделяется на безопасность в Норильске и примерно вдвое больше, чем тратится на содержание всей норильской милиции. Впрочем, речь-то идет о всех краевых школах. Так и видишь, как в Козульке или Каратузе, в нищих сельских школах, где и так дикий недобор учителей, появятся бодрые бдительные "замы по безопасности", которые будут "поддерживать связь". При всем моем хорошем отношении к Хлопонину идею завести в школах людей, специально отвечающих за безопасность, иначе как глупой не назовешь. Во-первых, уже сейчас можно представить, кого будут принимать на такие должности - каких-нибудь отставных военных или бывших охранников, которые в безопасности разбираются так же, как ваш покорный слуга. Во-вторых, обеспечение безопасности - это, если задуматься, разовые усилия: закрыть все ходы-выходы, провести сигнализацию, установить тревожные кнопки и научить учеников пользоваться ими - а дальше что? Чем будут заниматься бравые замы по безопасности все остальное время? Вмешиваться в учебный процесс и вызывать своей кипучей бездеятельностью раздражение у педагогического коллектива. Это как замполиты в армии - вроде при должности, но реальной работы нет, закрыл рот- рабочее место убрано. Во-вторых, напомню одно обстоятельство: в Норильске последние десять лет число школьников неуклонно сокращается (демографический спад), а вот учителей все эти годы не сокращали, придумывали всякие картонные должности вроде освобожденных классных руководителей или педагогов дополнительного образования. В итоге уже сейчас в Норильске около 700 "лишних" учителей, которых придется финансировать из местного бюджета, поскольку в определенные крайобразом нормативы численности они не вписываются. Теперь предлагается это поголовье незанятых реальным делом учителей увеличить еще на полсотни "замов по безопасности" - у нас что, бюджет резиновый? Почему-то Хлопонину (или кто там предложил ему озвучить эту инициативу) не пришло в голову, что мерами по безопасности школ могут заняться, например, те же охранники, которые дежурят в школах. Или преподаватели по ОБЖ. Или мужчины-педагоги - за добавку к основной зарплате и после проведения какого-нибудь целевого семинара. И денег потребуется меньше, и эффективность будет выше. А потом, почему именно в школах? Только потому что в Беслане захватили именно школу? А если в следующий раз террористы захватят детский садик или молочную столовую - будем сажать штатных специалистов по безопасности в детские садики и столовые? Словом, совершенно бесполезная инициатива. Лучше бы ментам зарплату увеличили. Второе заметное событие недели - Норильск официально внесен в перечень городов, нарушающих требования федерального законодательства о местном самоуправлении. Доигрались. Этого следовало, в сущности, ожидать. Случилось то, о чем давно предупреждали умные люди - что все эти наши игры в "Дальше-вместе", вся эта самодеятельность в сфере государственного строительства на одной отдельно взятой территории, все это наше "единое муниципальное образование", которое не прописано ни в одном законе, к добру не приведет. То, что Норильск внесен в некий "черный список" за то, что здесь существует некое "ЕМО", означает одно - после 1 января 2005 года, после того, как вступит в силу новая редакция закона "О местном самоуправлении" и начнется административная реформа, ЕМО будут демонтировать и следить за тем, как идет демонтаж, люди из администрации президента будут особенно пристально. Тем более что демонтировать ЕМО, похоже, никто не торопится. Более того - пламенный борец и несостоявшийся замглавы города Михаил Журавлев создает инициативную группу по проведению общегородского референдума в защиту ЕМО. Вопрос для референдума так и сформулирован - "Считаете ли вы, что Норильск, Кайеркан, Талнах и Снежногорск должны остаться единой территориальной единицей?". Уже кто-то назвал сумму, которую придется вынуть из бюджета на проведение референдума, если инициативная группа своего добьется - два с половиной миллиона рублей. Деньги будут потрачены зря. Даже если ВСЕ горожане придут на референдум и ВСЕ выскажутся за сохранение ЕМО. Этого, конечно, не случится. О том, что собой представляет ЕМО и зачем оно создавалось, имеют представление человек примерно пятьдесят. Еще примерно человек двести не хотят никакого ЕМО и могут объяснить, почему. Остальному населению все эти тонкости и нюансы нашего местного административно-территориального деления совершенно по барабану. И даже дело не в этом. "Единое муниципальное образование "город Норильск", придуманное в свое время как предвыборный проект для О.М.Бударгина, В ПРИНЦИПЕ незаконно, о подобной системе отношений между муниципальными образованиями нет ни слова ни в одном федеральном законе. Поэтому и мнение народа, даже если народ проголосует за сохранение ЕМО, ничего не решит. ЕМО нет в законе - его не должно быть и на территории. Все остальное - тупые политические манипуляции в интересах опять же тех же пятидесяти людей, которым очень хочется, чтобы ЕМО осталось. Решение о судьбе ЕМО будут принимать краевые депутаты, на сессии Законодательного Собрания края. Они скорее всего решат, что ЕМО надо преобразовать в муниципальный район. Если кто не помнит, в новом законе о принципах местного самоуправления прописаны две формы организации административно-территориальной единицы - муниципальный район и городской округ. В концепцию городского округа Норильск не вписывается, поскольку для этого придется Талнах и Кайеркан лишить статуса городов, которыми они являются с 1982 года, и низвести их до уровня отдаленных районов Норильска. С соответствующим понижением разрядов оплаты труда кайерканских и талнахских чиновников, которые сейчас получают зарплаты на уровне своих коллег из норильской администрации. А одно дело - быть главой администрации города Кайеркан, совсем другое - руководить районом Кайеркан под норильским протекторатом. Когда это дойдет до кайерканских и талнахских бюрократов, сопротивление преобразованию ЕМО в городской округ будет бешеное. К тому же непонятно, что в такой ситуации делать со Снежногорском. Он не вписывается в концепцию городского округа, поскольку находится вне пределов пешеходной досягаемости (есть такая норма в новом законе). А вот муниципальный район, если его начнут здесь создавать, очень сильно изменит конфигурацию власти и расстановку сил на территории. Во-первых, рассыпется нынешняя властная пирамида, при которой комбинат и бизнес договариваются с одним только Мельниковым, а главы Кайеркана, Талнаха и Снежногорска остаются только бессловесными исполнителями его политической воли. На территории появятся новые субъекты политики - главы Кайеркана, Талнаха, Снежногорска, опять же в каждом городе будет собственный совет и свои депутаты. Придется делить хозяйство, проводить границы, определять расходные полномочия и источники доходов для каждого города отдельно. А следовательно, у "малых городов" появится возможность на деле проводить собственную политику, а не так, как сейчас. И это ведь еще не все. Если я не ошибаюсь, в течение года полномочия всех должностных лиц, избранных при "неправильном" ЕМО, будут досрочно прекращены, и Большой Норильск ожидает череда выборов. Будут выбирать депутатов Талнаха, Кайеркана и Норильска, мэров Талнаха, Кайеркана и Норильска (главу муниципального района, говорят, скорее всего будут выбирать не всенародным голосованием, а избирать из числа депутатов - в целях экономии). А вот это уже совсем интересно. Благодаря административной реформе в Большом Норильске будет демонтировано не только ЕМО, но и отправится на свалку большая часть нынешней политической элиты. Той самой, которая это ЕМО создавала. "Поколение ЕМО" - плеяда политиков, в свое время соорудивших этого административно-территориального монстра, уничтоживших любую самостоятельность малых городов, предельно централизовавших власть на территории. Благодаря ЕМО - и я отвечаю за свои слова - в угоду интересам нескольких людей в Большом Норильске была фактически задушена любая политическая и общественная жизнь. Теперь выясняется, что ЕМО осталось жить считанные месяцы, и "поколению ЕМО" наших норильских политиков предстоят невеселые времена. В свое время эти люди намеренно отказались от политической жизни ради зарплат и должностей в системе ЕМО, мы их почти не видели последние годы, нечего сказать ни об их успехах, ни об их делах. А теперь этим людям предстоит бороться за голоса избирателей, которые их и в лицо-то уже не помнят. Сурово. По идее, сейчас создаются благоприятные условия для прихода в местную политику нового поколения. Правда, в том, что это поколение появится, у меня большие сомнения. События последних лет воспитали у людей отвращение к политике как таковой. Нынешняя политическая сцена Норильска сегодня обезлюдела - и это тоже наследие ЕМО. В последний раз на местных выборах победил кандидат "Против всех". В следующий раз избиратель может вообще проигнорировать выборы. |
||
|