|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
|
#54. Итоги политической недели 15 - 22 марта БЮДЖЕТ, РЕФОРМА, ХАГАЖЕЕВ
О БЮДЖЕТЕ. 19 марта депутаты Норильского горсовета наконец-то приняли бюджет. Если считать, что первое упоминание о норильском бюджете-2004 прошло 21 ноября (тогда Валерий Мельников сказал о том, что администрация приступила к разработке социальных программ для бюджета следующего года), а третье чтение бюджет прошел 19 марта, нынешний бюджет стал рекордным по числу затраченных на его подготовку человеко-часов. Почти пять месяцев! Второе и третье чтения бюджета прошли в стахановском темпе - второе во вторник, третье в пятницу. Единственным депутатом, проголосовавшим против принятия бюджета, был депутат Виталий Толстов. За два дня до третьего чтения его газету "Норильчанин" запретили печатать в типографии комбината (через несколько часов запрет, подумав о возможных неприятных последствиях, сняли). Надо думать, Виталик в отместку и проголосовал против бюджета. Остальные 26 депутатов проголосовали за. Собственно, бюджет - тема довольно скучная для "Политобоза". Потому как интриги нет. Бюджет-2004 - это первый бюджет нового мэра. Нет, лучше так: бюджет-2004 - это первый бюджет, который верстала команда политической оппозиции, пришедшая к власти путем мэрских выборов. Вот это и было интересно вначале - какой бюджет они там нарисуют? Насколько он будет соответствовать их представлениям о хорошей жизни? Что там вообще будет и чего не будет? Чуда не получилось. Тот бюджет, который приняли 19 марта - это не бюджет, вдохновленный идеями взявшей власть оппозиции. Фигушки. Это бюджет, написанный Прохоровым и доведенный до ума под диктовку "Норильского никеля". Никаких "социальных завоеваний" нашей оппозиции, никаких концептуальных прорывов, предложенных командой нового мэра, там не осталось. Подозреваю, что члены команды нового мэра вообще слабо понимают, что такое "концептуальная бюджетная политика", поскольку никогда не занимались бюджетным планированием. И вообще с какого-то момента ситуацию с подготовкой бюджета они перестали контролировать. Посему бюджет вместо "социально ориентированного", то есть такого, какой и можно было ожидать от команды бывших профсоюзников, получился суперлиберальным. С коммунальной реформой, повышением квартплаты, отказом от бюджетных дотаций ЖКХ и прочими фишками. Такое впечатление, что его разрабатывали не защитники интересов простого народа, а какие-то грефы залетные. Вот именно этот проект бюджета и принимали в третьем чтении 19 марта. И поэтому говорить о нем нет смысла. Ничего "мельниковского", в смысле ничего из того, что Валерий Мельников обещал в своих предвыборных листовках, там не осталось. Может, оно и к лучшему. Есть политические лозунги, есть экономические законы. Можно представить, что было бы, прими депутаты прежний, "лирический" вариант бюджета, написанный Бугаевым - с тридцатипроцентным недофинансированием по ЖКХ и с нерасписанной кредиторкой. Бардак начался бы месяца через три, с массовыми сокращениями в коммунальных оошках, с потоком арбитражных исков к администрации со стороны фирм-кредиторов, с шумихой уже не в норильских, а в краевых и московских СМИ. Кому это надо? О РЕФОРМЕ. Зато с 1 мая начнется коммунальная реформа, переход на 90-процентную оплату стоимости коммунальных услуг. Вот тут-то и выяснится, чего стоят наши коммунальные оошки, привыкшие получать деньги из бюджета и неплохо эти деньги осваивавшие (чего стоят только "форды-лексусы" у директоров жилищных компаний или слухи о том, что все руководство оошек давно приобрело фешенебельную недвижимость в столичных кондоминимумах типа "Алых парусов"). Теперь оошки остались один на один с квартиросъемщиками. Так что как ни крути, а повышение квартплаты из меры экономической превращается в политику. Взять хоть те же тарифы на коммунальные услуги. Раньше можно было до потери чувствительности спрашивать, почему эти тарифы такие непрозрачные. Почему нам предлагают платить энную сумму, не расшифровывая, за какие конкретно услуги какие конкретно суммы мы платим? И ни разу ни один специалист в оошке не объяснил, из чего эти тарифы складываются. Ведь основные деньги оошки получали из бюджета, им платила администрация, а чиновников администрации прозрачность тарифов жилищных компаний как-то мало волнует. Теперь ситуация резко меняется. Теперь платить будут сами жильцы, то бишь потребители, а закон о защите прав потребителей дает оч-чень большие полномочия. И я по опыту работы в журналистике знаю, что среди норильских квартиросъемщиков достаточно много есть таких въедливых персонажей, которые потребуют четко разрисовать все тарифы, да еще перепроверят сами, и только потом заплатят. И таких въедливых будет тем больше, чем круче окажется повышение квартплаты. То есть оошкам теперь хочешь не хочешь придется вести разъяснительную работу, идти в народ, активно сотрудничать с населением. Поскольку теперь их доходы напрямую зависят от общественного мнения, от мнения потребителей. А это уже пиар, это уже какая-никакая общественная активность, которой раньше наши жилищные компании не отличались. Иными словами, это уже настоящая политика. Есть еще одно обстоятельство грядущей коммунальной реформы, имеющее отношение к политике.В Норильске примерно 10 процентов квартиросъемщиков не платит за квартиру. Нисколько. Никогда. Ни при каких условиях. И после 1 мая, когда повысят квартплату, таких людей станет еще больше. То есть проблема неплательщиков потребует реального решения - политического. Раньше ни о каком подобном решении даже речи не шло. Сейчас объясню, что имеется в виду. По закону злостных неплательщиков можно выселять, предоставляя им так называемое "социальное жилье" (в норильских условиях это какая-нибудь халупа формата "гостинки" на окраине). Но выселять неплательщиков раньше активно запрещала городская власть - опять же по причинам политическим. Чтобы не вызывать скандала. Всякий раз говорили - "да, проблема неплательщиков существует, но именно сейчас мы не можем ей заняться. Чтобы выселять неплательщиков, нужна политическая воля, политическое решение местной власти, а мы такого решения принимать боимся - у нас выборы, нам нельзя терять любви народной". И оошки опять же мирились с этой практикой - потому что, повторяю, основное финансирование получали от власти, от городской администрации. Теперь, когда администрация перестает быть основным "содержателем" жилищных компаний, у жилищных компаний развязаны руки, и можно смело предположить, что очень скоро оошки начнут выколачивать деньги из неплательщиков самыми разными способами, вплоть до публичных выселений, судебных приставов, выбрасывания на улицу вещей и т.д. - подобные сюжеты часто показывают, когда речь идет о какой-нибудь Прибалтике, так что скоро это докатится и до нас. Вывод интересный. Что получается? Что благодаря коммунальной реформе наши жилищные компании, оошки, эти незаметные ранее скопища сантехников и вахтерш превращаются в реальную политическую силу, чуете? Как раз до выборов в горсовет два года осталось. О ХАГАЖЕЕВЕ. Самая сенсационная новость недели: Хагажеев переходит из "Норильского никеля" в некий Центр развития компании. Это "Норильский никель" создает такую структуру. Свалит в одну кучу все свои "дочки", так называемые непрофильные активы, отдаст эту кучу в заботливые руки Джонсона Таловича, чтобы тот что-то с этим сделал. Что считать непрофильными активами? В пресс-релизе перечислено: "к непрофильным активам относятся строительные, ремонтные, автотранспортные активы, а также Туинский завод цветных металлов, Оленегорский механический завод". Зато к непрофильным не относятся (следите внимательно) ни авиакомпания "Таймыр", ни ЗАО "Алыкель", ни хоккейный и баскетбольный клубы, ни "Норильскгазпром" - прибыль и расходы этих активов учитываются в консолидированной отчетности компании. Проще говоря. В ближайшее время появится некий не связанный с компанией (не включенный в ее консолидированную отчетность) центр, куда "сольют" НПОПАТ, управление строительства, ремонтников, НТПО, ТМИБ, УАДИС, рабочие столовые, складское хозяйство, - словом, все, что не относится непосредственно к основной технологии. Получится такой "параллельный комбинат", который ничего не производит, а только оказывает услуги - строит, ремонтирует, кормит, перевозит. Руководить этим параллельным комбинатом будет известный кризисный менеджер Д.Т.Хагажеев. Опыт у него богатый: одна реструктуризация строительного комплекса в 97-м чего стоит. Кто хоть немного помнит это, тот не забудет никогда. Можете не верить, но я еще в октябре, когда Хагажеев проиграл выборы, был уверен, что просто так Джонсон свое поражение не оставит. Что для него теперь дело чести вернуться в Норильск и показать всем, что он еще огого. Я даже предполагал, каким образом Хагажеев вернется в Норильск: поскольку с политическим возвращением (через выборы мэра) не получилось, придется возвращаться "экономически" - через приобретение какого-нибудь крупного бизнеса в Норильске. Я только не мог предположить, что этот бизнес будет вся "социалка" Заполярного филиала. Круто. Что это дает компании. "Норильский никель" решает проблему непрофильных активов - стоимость этих активов очень низкая, но численность людей, которые там работают, снижают общие показатели компании (выработка никеля на одного человека и т.п.). То есть если эти структуры вывести в какой-нибудь центр, посадить там толковых менеджеров, продать их какой-нибудь другой компании - ну, словом, все равно придется что-то с ними делать. В плане стоимости эти непрофильные активы составляют меньше двух процентов от капитализации всей компании. Во всех других планах речь идет о предприятиях, где платят низкую зарплату, где самые тревожные трудовые коллективы, где больше всего говорят о том, что "нас скоро всех разгонят". И где - это уж из области личных наблюдений - процветает самое буйное воровство среди руководства. Вот эти предприятия Хагажеев теперь и будет выводить на тропу рыночной экономики. К слову, речь идет примерно о 20-25 тысячах работников - видимо, это и есть то самое "сокращение на 30 тысяч", слухи о котором уже год просачиваются из головного офиса. Что это дает Хагажееву. Он возвращается в Норильск, причем в статусе, ненамного уступающем статусу мэра и даже директора ЗФ - поскольку большинство "непрофильных активов" как раз занимаются всякими социально необходимыми вещами, в том числе и муниципальным заказом. Вопрос остается только в том, насколько жестко он будет проводить эти реформы. И еще - сколько в его желании возглавить "параллельный комбинат" представлений о реальных бизнес-перспективах всех этих убогих "непрофильных активов", а сколько - желания сквитаться со своим главным конкурентом в борьбе за Норильск, с Валерием Мельниковым. |
||
|