|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
|
#50. Итоги политической недели 15 - 22 февраля MANIA POLITIKA
"ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКТ" ДЛЯ КАНДИДАТА. В государственных и рекламных местных газетах стали появляться первые предвыборные материалы наших дорогих кандидатов. Каждому из 59 кандидатов по закону выделили для предвыборной агитации бесплатную печатную делянку (место в газете размером с сигаретную пачку) - твори, кандидат, выдумывай, пробуй, растекайся мыслью. Кто побогаче, закупили еще газетных площадей, чтобы изложить свои самые главные мысли. Некоторые изложили даже по две мысли. Правда, зачастую выступления кандидатов напоминают не программные речи, а горячечный бред на темы местной политики. Новая форма психического расстройства, синдром предвыборной агитации, сумеречное состояние души, отягощенное мыслями о политике, да еще на фоне норильского авитаминоза. Страшная вещь. Mania politika. Читал я эти предвыборные агитки - и из коллективного предвыборного щебета вырастал пугающий образ Обобщенного Кандидата. Образ косноязычного и скудоумного господина, непонятно с чего решившего, что в 2004 году от Рождества Христова именно его персоны не хватает в Норильском горсовете. Подобное с удручающим постоянством происходит на всех выборах в Норильске, но чем чаще проводятся в Норильске выборы, тем тоскливее наблюдать состав основных участников - "вечных кандидатов" вроде Игоря Приймака, который в этот раз участвует сразу и в выборах в горсовет, и в выборах в Заксобрание. Вот чего не хватает нашим кандидатам - так это полета фантазии, парадоксальности мышления и оригинальности. Все предвыборные программы как будто списаны с какого-то образца. А образец писал кто-то непомерно усталый и скучный, поэтому и предвыборные программы выглядят как инструкции по применению противогаза: слева - описание проблемы, справа - как ее решать. Проблемы наши известны (трудоустройство, реформа ЖКХ, кавешки, бюджет, пенсионеры, молодежь). Как их решать - тоже, в принципе, представляет каждый. Но когда все кандидаты говорят об одном и том же, причем примерно одними и теми же словами, это становится скучно. Была даже идея написать "Торжественный комплект по написанию предвыборной программы для кандидата в депутаты". Ну, по типу того, что написал журналист Ухудшанский из "Золотого теленка" для создания репортажей о строительстве Восточной магистрали. Берутся наиболее часто употребляемые в предвыборных речах слова, потом из них, как из конструктора, собираются нужные фразы. Например: "Нынешнюю ситуацию в Норильске можно охарактеризовать как (стабильную, кризисную, предкризисную, катастрофическую, тревожную, напряженную, неоднозначную, спокойную). Для того, чтобы ее исправить, нам необходимо (объединиться, размежеваться, выгнать олигархов, написать письмо Путину, провести реформы)". Подчеркиваешь нужные слова - и все, предвыборная программа готова. Только это тоже скучно. В чем проблема наших кандидатов - в отсутствии каких-то сильных концептуальных прорывов, новых разработок, свежих идей. Ведь избиратели тебя запомнят только в том случае, если ты будешь чем-то отличаться от других. И проголосуют только за ту программу (хотя я сомневаюсь, что в нашем городе с его 22 каналами кабельного телевидения хоть кто-то из избирателей читает предвыборные листовки), где будет сказано что-то очень отличное. От других. Мне вот, например, один кандидат недавно жаловался: мол, на какую встречу не придешь, все спрашиваются чаще всего об одном и том же - будут сокращения на комбинате или не будет? Классно, говорю, ответа на этот вопрос ты все равно не знаешь, но можешь сказать своим избирателям нечто такое, что заставит их запомнить тебя на всю жизнь. Отвечай, говорю, что сокращения будут, но сокращать работников компания предполагает по новой схеме. Весь трудовой коллектив Заполярного филиала поделят на семерки, каждой семерке дадут револьвер с одним патроном, и пусть они играют в русскую рулетку. Кому достанется гнездо с пулей - тот и сократится естественным порядком. Можно, говорю, даже расширить эту идею: членам профсоюзов давать револьвер не с одним, а с шестью патронами. Классная идея, будет иметь успех на любой встрече. Собственно. я просто хотел, чтобы несчастный кандидат понял простую вещь: хочешь стать народным героем, хочешь, чтобы за тебя проголосовали - неси любую пургу, которая придет тебе в голову. Говори своим избирателям самые бредовые вещи, излагай уверенным голосом самые идиотские рецепты решения проблем. Авторитета у умных людей тебе это не прибавит, но шансы стать депутатом повысит. Тем более такая метода уже была применена и успешно себя зарекомендовала. На выборах мэра Норильска в октябре прошлого года. КАК В СКАЗКЕ. На неделе произошли удивительные перемены. Депутаты с ходу приняли целый ворох поправок в Устав города, которые сильно перекроили систему власти на территории. Значит, теперь у нас появится коллегия по городскому хозяйству, за которую будет отвечать первый заместитель мэра. Коллегия займется т.н. "оперативным управлением городским хозяйством", то есть, чтобы было понятнее, ей передается большая часть полномочий по распоряжению бюджетными средствами. Разговоры о том, что надо сделать что-то подобное, начались еще в ноябре прошлого года, когда мэр Валерий Мельников одним движением пера передал большую часть своих полномочий по управлению своему ближайшему сподвижнику, и.о.первого заместителя главы Александру Бугаеву. Тогда уже некоторые депутаты мне говорили, что надо четко закрепить в Уставе, какие полномочия должны принадлежать мэру, а какие - его замам. Вот и закрепили. То есть, если разобраться, получается, что депутаты, по сути, ратифицировали тот порядок вещей, который сам Валерий Мельников установил еще три месяца назад. Правда, одно дело, когда полномочия раздает мэр (дал-передумал-забрал обратно), и совсем другое, когда эта практика закрепляется отдельной статьей в Уставе. Правда, здесь возникает одна очень любопытная коллизия. У норильского мэра сегодня, как известно, два первых зама. Первый - Олег Игнатов, которого привез еще Кузнецов. Второй (с приставкой "и.о.") - Александр Бугаев. Разница между ними в том, что Игнатов еще в июле прошлого года был утвержден горсоветом в должности первого зама. А Бугаев - и.о. Он как бы есть, но в юридическом смысле его как бы и нет. И в Уставе про и.о. ничего не сказано. И депутатам на утверждение кандидатуру Бугаева Мельников не предлагал (хотя обещал это сделать еще три месяца назад). То есть, по идее, новой коллегией по городскому хозяйству, которая, повторяю, будет распоряжаться почти всеми бюджетными средствами, должен руководить Игнатов, поскольку он утвержден депутатами и является легитимным первым заместителем. Когда до главы города дошел весь кромешный смысл этой комбинации, он перешел в наступление. Во-первых, обвинил депутатов в том, что они "мешают работать". Во-вторых, очень оперативно, буквально в тот же день, когда были приняты поправки, появилось обращение неких представителей общественности, где депутатов обвиняли в превышении их полномочий. Под письмом стоит 14 фамилий и только 11 подписей - скорее всего, обращение заготовили заранее, но не все согласились поставить под ним свои подписи. Наконец, Валерий Мельников нанес главный контрудар, предложив вместо коллегии создать собственный коллегиальный орган - координационный совет. То есть, по сути, ту же коллегию, но чтобы она была подконтрольна не какому-то там первому заму, а лично ему, мэру. Все эти действия никакого успеха не возымели. Депутаты приняли поправку, и теперь коллегия фактически получает право распоряжаться норильским бюджетом. Понятно, что сами депутаты утверждают, что никакого политического подтекста (в смысле - намерения лишний раз уязвить норильского мэра) в их идее создать коллегию нет. Все, мол, по закону - коллегия нужна, чтобы сохранить ЕМО в свете грядущей административной реформы. Самое интересное, что это действительно так - и про реформу, и про ЕМО. И что решение депутатов о создании коллегии поддержали политики вполне, скажем так, федерального значения: члены Совета Федерации Новиков и Рокецкий, а также губернатор Хлопонин. Но только главе города, который во всех этих маневрах видит заговор против своей команды, этого уже не объяснишь. И решение о координационном совете Мельников отменять не стал. Ситуация в ближайшем будущем может сложиться забавная: на одном гектаре городской власти начнут действовать сразу два коллегиальных органа, одинаковых по форме и содержанию - коллегия по городскому хозяйству и координационный совет. Представьте, если вдруг заседания этих органов будут назначены на один день и час. Куда идти, скажем, главе Кайеркана Степаненко или его снежногорскому коллеге Слыщенко? С одной стороны, надо идти на коллегию, поскольку про нее в Уставе написано. А с другой - координационный совет создал сам мэр, не пойдешь - пожалеешь. Нелегкий выбор. Зато теперь норильская власть все больше напоминает что-то из русских сказок. У нас есть свой царь Горох (мэр), есть злые бояре (депутаты), есть Змей Горыныч о трех головах (коллегия, куда входят трое глав администраций). Есть свое "пойди туда - не знаю куда", то бишь координационный совет. И даже есть свое Чудо-Юдо - то есть персонаж, который как бы есть, но вместе с тем его как бы нет. Это и.о. первого зама А.Бугаев. |
||
|