П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Ждите новый выпуск "Политобоза" по средам и пятницам кроме праздничных дней
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.




О ПОВЫШЕНИИ ДОХОДОВ

Норильские хроники. 4 октября 2006 г.

Прошла 64-я сессия горсовета. Последняя перед выборами, и от этого немного грустно: к депутатам за пять лет привыкаешь. Последняя перед выборами, сессия, разумеется, не обошлась без популизма. Опять обсуждали повышение доходов норильских бюджетников, опять пошли разговоры: а почему доходы нельзя повысить не на 12 процентов, а, скажем, на 20, а почему нельзя в бюджете найти денег, и т.д.
Выборы, не выборы - тема повышения зарплат бюджетникам будет вечной. И всегда найдется кто-то, кто скажет - вот, давайте заберем деньги с этих статей и перебросим на зарплату. Бюджет большой, ему ничего не сделается.
Бюджет действительно большой. Проблема только в том, что он сегодня большой, потому что никель дорогой. А завтра никель подешевеет, и все рухнет. И люди, предлагающие now & then вынуть из бюджета некую сумму и раздать бюджетникам, не понимают простой вещи: повысить зарплату сравнительно легко, понизить - практически невозможно.
Наглядный пример - кавешки, которые 15 лет назад были придуманы как ВРЕМЕННАЯ мера для выравнивания доходов бюджетников и комбинатских. Ну, была такая хорошая идея - компенсационные выплаты. Был верно выбран момент. Мне один из авторов идеи рассказывал: в федеральном бюджете денег не хватало, вот и договорились - мол, комбинат из своей прибыли содержит городскую социалку, жилфонд, а Минфин в ответ закрывает глаза на то, что бюджетникам в Норильске платят незаконные, по сути, нелегальные КВ… Правда, потом кризис миновал, денег в федеральном бюджете девать некуда, социалку комбинат передал в муниципалитет, а кавешки как были, так и остались. И для администрации они теперь как кость в ж… - и ходить неудобно, и отрезать нельзя. Единственное, чего добились - что теперь кавешки платит краевой бюджет. Но это тоже до поры до времени: возьмут краевые депутаты и не утвердят. Все очень зыбко, хрупко, ненадежно. Да и в политическом смысле кавешки - это такой жесткий поводок, на котором край теперь может держать Норильск: мол, не будете делать по-нашему - оставим без кавешек. А легализовать КВ, ввести их в тарифную часть, в белую зарплату - это скоро сказка сказывается. Пять лет уже легализуют.
Все это я к тому, что раз заплатив, раз приняв на себя повышенные обязательства по бюджетным зарплатам, нагрузив бюджет увеличенными зарплатами, власть назад отыграть уже не сможет. Иначе получит социальный взрыв. При том, что объективно выигрыш от миллионных залповых "зарплатных" выбросов получается, извините за тавтологию, копеечный. Практика показывает, что бюджетные зарплаты растут "в пределах рынка". Вернее, рынок реагирует на очередное повышение, и рост цен и тарифов в считанные месяцы съедает весь эффект от повышения. Опять же в собственных доходах норильского бюджета доля зарплаты составляет уже 78 процентов (об этом было сказано на сессии). То есть на все остальные полномочия городской власти - социальные программы, уборку улиц, капитальные ремонты, школьное питание, переселение на материк, ;жилищные компенсации, подарки детям и еще много чего - остается 22 копейки с каждого упавшего в городскую казну рубля. Браво.
И даже при этом депутаты продолжают атаковать, требуя повышать зарплаты еще и еще. Хотя уже понятно, что тупое увеличение количества (повышение зарплат) путь по определению малоэффективный. И непонятно, почему никто до сих пор не озаботился проблемой качества - то есть не посмотрел, можно ли улучшить доходы бюджетников без повышения зарплат. Что-то я нигде не читал никаких исследований по возможным путям повышения покупательной способности бюджетных зарплат. Или по структуре расходов. Сколько в расходах "сидит" монопольных тарифов на услуги, оказываемые неконкурентоспособными местными монополиями. Насколько суммарные дотации из бюджета разным МУПам сдерживают рост цен, и не лучше было бы, если бы МУПы вместо того, чтобы присосаться к бюджету, как кенгурята к сисе, улучшали собственные экономические показатели - или это в принципе невозможно? Что там на эту тему говорит мировой опыт борьбы за эффективность в сфере муниципальных услуг?
Поэтому понятно, что администрация будет держаться до последнего, но на сверхнормативное увеличение доходов (и как следствие, на рост "зарплатной" составляющей в бюджетных расходах) не согласится. Понятно и то, что пока существует два подхода к решению проблемы бюджетных зарплат: популистский (борьба за количество, залповые повышения) и консервативный (борьба за качество, повышение покупательной способности, комплексный экономический анализ). Понятно и то, что при любом составе горсовета популистский подход будет преобладать. Хотя бы потому, что это самый простой рецепт: повысить и забыть. История с КВ никого ничему не научила.


Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора. Цензура не допускается. Обратная связь: politoboz@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz