П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Ждите новый выпуск "Политобоза" по средам и пятницам кроме праздничных дней
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.




О НПОПАТ

Норильские хроники. 22 сентября 2006 г.

НПОПАТ закрыло три автобусных маршрута - как нерентабельные. Двойку, пятерку и четверку. Это как раз те маршруты, которые возили людей на промплощадку - медный, никелевый, "Стройкомплект" и так далее. Пять тысяч человек добираются теперь до работы с пересадками или шлепают пешком лишние пару остановок. Пишут коллективные письма, на которые НПОПАТ плевать хотел. Нерентабельные эти маршруты, и все.
Когда НПОПАТ был в Заполярном филиале, закрыть маршрут, которым доставляются люди на промплощадку, его директор Темиров решился бы только сойдя с ума. Потому что НПОПАТ в свое время в состав комбината взяли из милости, чтобы не помер под забором в разгар реформ (как это случилось с краснояским объединением пассажирского автотранспорта). И ссориться с комбинатом НПОПАТ не стал бы ни за что, и все маршруты, обратите внимание, были рентабельными.
Как только НПОПАТ стал муниципальным унитарным предприятием, начались фокусы. Закрытие маршрутов - очередной фокус. Хотя на мой взгляд, за этим кроются определенные соображения.
Первое. Это шантаж. НПОПАТ - монополист, у него почти 300 автобусов, гаражи, мастерские, ни один другой местный перевозчик даже рядом не стоит. Хочет Заполярный филиал, чтобы пять тысяч его работников дважды в день вовремя привозили и увозили с работы удобным маршрутом - пусть раскошеливается. А уж сколько платить - это наш транспортный монополист сам решит. Известно, что и в администрации и в горсовете постоянно слышны жалобы на экономистов НПОПАТ, что они-де свои тарифы не обосновывают, а назначают их буквально лирическим способом. Захочет монополист двадцать за поездку - заплатят двадцать. С нового года, говорят, будет 35, значит, будут платить 35.
Второе. НПОПАТ - это МУП. До 2009 года все МУПы согласно бюджетному кодексу должны быть преобразованы в другую форму собственности - оошку или акционерное общество. То есть должны выйти на нормальные рыночные отношения. И, соответственно, лишиться бюджетных дотаций. НПОПАТу, кстати, из бюджета платят по 300 миллионов ежегодно - этих денег хватило бы, чтобы серьезно поднять зарплату всем норильским бюджетникам, например. То есть сладкой жизни на бюджетные дотации всем МУПам осталось от силы два года. И теперь надо следить: как только МУП резко ухудшит качество предоставляемых услуг, это будет означать, что руководство готовится к эвакуации, выводит деньги из предприятия. Пока ухудшил качество услуг только НПОПАТ - сократил три маршрута.
И третье. Сейчас в ЗФ идет реструктуризация. Нормальный бизнес-процесс: повышение экономической эффективности активов. Если бы среди активов ЗФ сейчас находился НПОПАТ, думаю, там давно бы уже поменяли руководство. Хотя бы потому, что оно крайне неэффективно. Потому свой бизнес НПОПАТ ведет необъяснимо. Повышает тарифы, убивая собственный рынок (пассажиры пересаживаются на "Экспресс-авто" или ездят на такси). Сокращают маршруты. Не умеют обосновать свои затраты. Наконец, управляются крайне расточительно. Любой таксист вам расскажет, где в НПОПАТе взять "левый" бензин, и сколько это стоит.
А в остатке - сотни миллионов рублей бюджетных дотаций. На которые, повторяю, можно поднять зарплату десяти тысячам норильских бюджетников. И ни одной попытки поменять руководство МУПа. Хотя, по идее, раз НПОПАТ ухудшил качество услуг, то все обладатели проездных могут подавать на них в суд за нарушение своих потребительских прав. Если есть подозрения о нецелевом расходовании бюджетных средств - значит, в бухгалтерии НПОПАТа уже должны сидеть проверяющие из Счетной палаты. Потому что это МУП, который кормится от бюджета, и если он работает плохо, претензии уже к самой городской власти - не может контролировать, не может наладить работу. А поскольку директора МУПа может назначить только глава города, то сам В.В.Мельников лично отвечает за то, как работает НПОПАТ.
Вывод можно сделать не самый приятный: если в НПОПАТе не могут навести порядок, значит, у него есть высокие покровители, которые в доле. Кто конкретно, не столь важно. Известно, что первые лица администрации частенько ездят в спортзал НПОПАТ играть в теннис - ну, это так, к слову. Видимо, налаженные отношения. А что? У нынешней команды в администрации "горизонт планирования" ограничен 2008-м годом, когда истекут полномочия Мельникова. У НПОПАТ срок жизни в формате МУП также ограничен 2008-м годом. Как не понять общие проблемы друг друга и не закрывать глаза на то, что городской транспорт представляет собой неконкурентную, неэффективную и вполне совковую монополию?
В проигрыше остаются пять тысяч пассажиров, которые теперь добираются на работу с пересадками. В проигрыше остается руководство ЗФ, которое не может предложить своим работникам более удобную транспортную схему (все под контролем монополиста НПОПАТ). В проигрыше остаются работники самого НПОПАТ, ибо после очередного повышения тарифов весь город, кроме льготников, пересядет на такси и автобусы "Экспресс-авто". Фамилии выигравших называть не буду. Сами догадайтесь.


Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора. Цензура не допускается. Обратная связь: politoboz@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz