П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Ждите новый выпуск "Политобоза" по средам и пятницам кроме праздничных дней
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.




О РЕЙСЕ 612

Норильские хроники. 25 августа 2006 г.

22 норильчанина погибли в самолете "Пулковских авиалиниий" рейса 612 Анапа-Санкт-Петербург, разбившемся под Донецком. Август опять подтвердил свою репутацию самого опасного месяца в российском календаре. Путч, дефолт, "Курск", теракты - все это август. И авиакатастрофы: в 2004-м взорвали два лайнера (там тоже были норильчане), теперь - рейс 612.
Сколько ни читай список погибших, каждый раз в эти минуты будешь лихорадочно перебирать в памяти: а вот этого точно знаю, а этот - он? не он? фамилия похожая, хотя тот, кажется, тоже в отпуске… Это-то и есть самое страшное - что в списке могли оказаться и родные, и коллеги, и просто знакомые. Потому что Анапа - второе по популярности после Сочи место семейного отдыха норильчан. И погибли в Ту-154 целые семьи. И редко кто из старых (да и не старых тоже) горожан не встречал в списке погибших знакомых. С Валерой Кудрявцевым я учился в одной школе, а с двумя семьями, как выяснилось, жил в одном дворе, так что встречались наверняка.
Что хотелось бы отметить. Как четко отработали власти: обзванивать родственников погибших начали сразу после того, как стало известно, что в самолете летели норильчане. Штаб в Алыкеле создали мгновенно. Психологи, медики, охрана и замглавы Владлен Александрович провели в аэропорту бессонную ночь - встречали и размещали родственников, оформляли билеты, созванивались, получали информацию. Не знаю, работает ли сейчас "горячая линия" (там телефон приемной городской мэрии), но последние два дня работала круглосуточно. В общем, все сделали как надо. Хотя для людей, потерявших родных в этом рейсе, эта помощь, конечно, ничто. Погибших никто не вернет. Невозможно представить себя на месте женщины, потерявшей в одночасье всех близких - мужа, его сестру, троих детей и свекровь. Или людей, которые должны были встретить внучку из летнего лагеря, а теперь полетят ее опознавать. Да что тут говорить.
Норильчане, если не считать жителей столичных, самые летающие россияне. И соответственно, у нас тут своя статистика. Больше шансов попасть в авиакатастрофу, потому что "наши" есть на многих рейсах. Особенно летом. Особенно в августе, когда все летят домой. За последние пять лет в авиакатастрофах погибло 50 норильчан.
В этом году в ноябре исполнится 25 лет катастрофе в Алыкеле, когда погибли 101 человек (и еще двадцать, как мне говорили принимавшие тех жертв травматологи, скончались от увечий в течение месяца). Кстати, там тоже был Ту-154. Исполнится пять лет крушению вертолета со специалистами "Энерготеха" и "Таймыргаза".
Самолет - единственный вид транспорта, при крушении которого вероятность гибели всех пассажиров практически стопроцентная. Когда говорят, что воздушный транспорт самый безопасный, всегда хочется спросить: почему в последние десять лет пассажирские самолеты стали падать так часто? Почему не отбирают лицензии у авиакомпаний, чьи самолеты падают чаще? Почему сами авиакомпании любят говорить о надежности и профессионализме экипажей, о том, что "безопасности полетов мы уделяем особое внимание" - и при этом за лето упали три самолета (больше чем за последние два года?).
Взять то же "Пулково". На специализированных форумах в Интернете, где катастрофу обсуждают специалисты, уже говорят о том, что самолет, упавший под Донецком, "Пулково" выкупила у Китая. И что все остальные машины "Пулково" тоже выкуплены у зарубежных эксплуатантов: четыре (теперь уже три) у Китая, три у Словакии, один у Болгарии. Насколько надежен самолет, который десять лет эксплуатировался в Китае, налетал 15 тысяч часов и последний ремонт получил пять лет назад? Что теперь авиакомпания будет говорить пассажирам про безопасность полетов? Почему в билетах теперь не отмечается тип самолета?
И главное - имеет ли мы право узнавать это не после, а до? Практика показывает, что не имеем. Отношения между авиакомпаниями и пассажирами предельно циничны: как только страсти улягутся, все опять вернется на круги своя. И получить ответ на главный вопрос - так ли на самом деле авиакомпания заботится о безопасности пассажиров, как она об этом говорит? - будет невозможно. Это я вам на своем журналистском опыте говорю. Компании любой вопрос, связанный с безопасностью, объявляют своей коммерческой тайной.
Мы ведь все равно будем летать. Никуда не денемся. И о том, что авиакомпания посадила нас в бэушный авиалайнер, можем и не узнать. И даже если узнаем, что это изменит? На Таймыре за последние пять лет упали два вертолета, обанкротились две авиакомпании, было отменено и задержано бессчетное количество рейсов - хоть кто-то за это ответил? Вы вообще помните хоть один судебный процесс над сотрудниками авиакомпании, над работниками наземной службы, по чьей вине произошла авиакатастрофа? Что-то кроме суда над пилотами губернаторского вертолета, в котором погиб Лебедь, ничего на память не приходит.



Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора. Цензура не допускается. Обратная связь: politoboz@mail.ru
Сайт создан в системе uCoz