|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Норильские хроники. 7 июля 2006 г. Я стараюсь читать все, что могу найти о жизни в других северных регионах России. Вот в "Эксперте" опубликовано интервью с Вячеславом Штыровым, президентом Якутии. А до этого он был президентом "Алросы", алмазной госкомпании - той самой, которую, помните, якобы хотели сделать площадкой для создания государственной горно-металлургической корпорации с национализацией "Норильского никеля". В интервью Штыров говорит: "Чтобы кардинально решить вопрос (развития арктических регионов Якутии - Вл.Т.), надо проложить железнодорожную ветку до города Якутска… Ветка свяжет нас с БАМом и Транссибом и позволит почти забыть о северном завозе. Она строится уже лет 15, и наполовину готова. Но в последние три года все работы велись только за счет бюджета республики. Сейчас ситуация изменилась: половину оставшихся работ финансирует Республика Саха (Якутия), 20 процентов - правительство Российской Федерации и еще 30 процентов - "Российские железные дороги". Но это лишь часть планов по решению проблемы". Другие планы - это строительство автомобильной дороги в Магадан, что позволит вывозить якутский коксующийся уголь сразу в Китай. А за счет железной дороги Штыров собирается превратить Якутию в промышленный регион, и тут он, кстати, выступает активным конкурентом Хлопонина с его проектами "второй индустриализации". Еще один пример. Это с сайта города Лабытнанги, информация от 26 июня: "Решён вопрос строительства новой железнодорожной линии станция Полуночное - Обская и достройки (восстановления) железнодорожной линии Лабытнанги (Обская) - Салехард - Надым (пристань). Как сообщает ИГ "Ямал-Информ" со ссылкой на помощника главы администрации МО Приуральский район Ирину Козлову, проектируемая железнодорожная линия является основной частью мегапроекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", главным назначением которого является транспортное обеспечение промышленного освоения и эксплуатации рудных, угольных и углеводородных месторождений Полярного и Приполярного Урала и прилегающих к ним территорий. Строительство будет осуществляться в две очереди. Железнодорожная линия Полуночное - Обская будет однопутной, ориентировочно длиной 790 км с 28 разъездами и четырьмя промежуточными станциями - Сосьва, Семья, Хулга, Войкар.Прогнозируемый срок строительства - 10 лет. Намеченные объёмы перевозок по транспортному коридору составят в южном направлении - 17 млн.тонн в год, в северном - 2 млн.тонн в год. Обслуживать железнодорожную ветку будут пять тысяч вахтовиков. Заказчиком грандиозного проекта выступает ОАО "Ямальская железнодорожная компания". Источниками финансирования строительства проекта являются бюджеты ЯНАО и Федерации, а также частные инвесторы". Итак, на Урале и в Якутии строят железные дороги к своим сырьевым центрам. Потому что дураку понятно: куда рельсы дотянутся - туда и счастье придет. Надолго. Как меняет железнодорожное сообщение с "материком" жизнь северного города, я недавно видел в Сургуте (он тоже прежде был "островом"). Сильно меняет, можете мне поверить. В лучшую сторону. Пробьют ли строительство железной дороги на Таймыр - большой вопрос. Даже при том, что железнодорожную ветку придется тянуть через Енисей, а железнодорожных мостов через реки такой ширины, насколько я знаю, еще не строили. Тут есть важный момент. Миссией российский экономики на ближайшие лет 50 остается вывоз сырья. Мы же теперь "энергетическая империя". А сырье, основные запасы, в основном на Севере. Но развивать ВСЕ северные регионы - не хватит никакого Стабфонда. То есть развивать будут те, где есть достаточная инфраструктура. Особенно - транспортные коридоры для вывоза сырья. Возможно, Таймыру железная дорога и не нужна, учитывая близость и освоенность Северного морского пути. Опять же неизвестно, что по ней возить, если всю свою продукцию "Норильский никель" будет вывозить собственными контейнеровозами? Могу предположить, что стратегически освоения Севера во времена "энергетической империи" будет выглядеть так. Будут обозначены несколько "опорных" северных регионов. В эти "опорные" регионы за счет мощных бюджетных инвестиций протянут железную дорогу. Видимо, поэтому сейчас все северные губернаторы схватились за железнодорожную тему. Все ведь понимают: пролоббируешь "железку" - обеспечишь своему региону счастливое будущее. Останешься в стороне - и твой регион скатится на обочину "энергетической империи", со всеми вытекающими. Это сейчас есть такой шанс - построить дорогу. Пока нефть дорогая и денег в бюджете некуда девать. А нефть когда-нибудь непременно подешевеет, и второго такого шанса не дадут. Поэтому я теперь внимательно слежу на лоббистскими усилиями "наших" по железнодорожной теме. Кстати, отличная тема, которой могли бы заняться все - пробивать строительство железной дороги на "материк". Другого-то шанса не будет. ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК "ПОЛИТОБОЗА" ВЫЙДЕТ В ПЯТНИЦУ, 14 ИЮЛЯ. ЗАРАНЕЕ ИЗВИНИТЕ. |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|