П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Ждите новый выпуск "Политобоза" по средам и пятницам кроме праздничных дней
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.


О НПОПАТ

Норильские хроники. 30 июня 2006 г.

Завтра 1 июля, начало второго полугодия. Очередное повышение цен и тарифов. С завтрашнего дня проезд в городском автобусе НПОПАТ будет стоить на 15 рублей, а 20.

НПОПАТ - это монополия. С худшими, присущими монополии, чертами вроде практики решать свои внутренние проблемы за счет потребителей. Проезд в общественном транспорте за последние пять лет подорожал с 1,5 рублей до 20 - в 13 раз. И что, НПОПАТ стал в 13 раз эффективнее работать? Там появились какие-то новые менеджеры, которые в 13 раз увеличили экономические показатели общественного транспорта? Да в том-то и дело, что нет. Как сидел там директором с незапамятных времен господин Темиров, так и сидит. Только раньше он покрывал убытки НПОПАТ за счет Заполярного филиала, а сейчас получает дотации из бюджета. То есть мы, пассажиры, спонсируем контору г-на Темирова дважды: когда платим налоги, которые идут на дотации НПОПАТу, и когда ездим на автобусах по запредельным ценам.

При этом я не помню, чтобы за последние полтора года, как НПОПАТ перешел в муниципальную собственность, были озвучены какие-то потрясающие управленческие инициативы от г-на Темирова или от его команды. Ничего, кроме сиротских жалоб на общемировую убыточность общественного транспорта. И тупого повышения тарифов на свои услуги - то, что я называю решением внутренних проблем компании за счет рядовых потребителей.

У НПОПАТ, как у всякого монополиста, абсолютно отсутствует стимул хоть что-то менять в этом мире. Да и городская власть не особо чешется, чтобы заставить НПОПАТ снижать собственные издержки. Год назад заместитель Мельникова по городскому хозяйству Борисевич рассказывал, как в автобусах НПОПАТ установят новые системы учета и слежения, чтобы научиться гибко изменять график движения в соответствии с колебаниями пассажиропотока. И где эти замечательные мероприятия? Их и не будет, я думаю. Потому что НПОПАТ не просто монополия, а монополия на содержании у бюджета. А бюджет - это безумно сладкая вещь: кто к нему присосется, его не оторвать.

Тут есть еще и политический момент. Тарифы НПОПАТ повышает за три месяца до выборов. А здесь уже прямая зависимость. Выросла плата за проезд на 33 процента - значит, примерно на столько же процентов ниже стали шансы действующих депутатов на переизбрание. А что, все справедливо. Ведь депутаты голосуют за новые расценки МУПов, они их утверждают, вместо того чтобы озаботиться обузданием аппетитов местной монополии - и на выборах им это благодарные избиратели непременно припомнят.

Правда, есть еще и "Экспресс-авто", якобы конкуренты НПОПАТ. Господа, не смешите. Когда в январе НПОПАТ повышал тарифы, я заключил кучу безалкогольных пари на то, что "Экспресс-авто" тоже их повысит. Так и случилось. НПОПАТ поднял тарифы - и на столько же выросла плата за проезд в "Экспресс-авто".

Потому что на местном рынке пассажирских перевозок конкуренции нет. Наличие одного большого перевозчика в виде НПОПАТ любую конкуренцию сводит на нет. Поскольку НПОПАТ занимает больше половины рынка перевозок, он может диктовать какие угодно цены и какие угодно условия. Присутствие того же "Экспресс-авто" картины не меняет, просто чуть поприличнее выглядит: не один монополист, а один большой и один маленький, недоразвитый. У юристов в антимонопольном комитете это называется красиво - "коллективное доминирование". Я бы назвал проще - картельный сговор.

У любой монополии есть еще одно дурное свойство: как только она повышает цены, это срабатывает как сигнал для всех остальных участников рынка. Завтра вырастут тарифы НПОПАТ - следующая очередь "газелей", которые возят пассажиров в Талнах и Кайеркан. Следом подорожают такси: смешно ведь, когда поездка в такси вдвоем почти равна поездке в автобусе! Потом настанет очередь дорожать доставке. Взлетят цены на все, что внутри города доставляется автотранспортом, то есть на все остальное. Потом подорожают услуги… Цикл, в общем, известный.

С завтрашнего же дня вырастет плата за детский садик. С 17 процентов себестоимости содержания ребенка до 20. Но эту пилюлю норильские родители стойко проглотят: учитывая сложности с устройством детей в детский сад, повышение платы можно рассматривать как комиссию за сложные условия работы. Шутка.


Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора. Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
Сайт создан в системе uCoz