|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
О ВЫБОРАХ. ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Норильские хроники. 12 мая 2006 г. Выборы - это продвижение. В маркетинге продвигают товар или услугу, на выборах - партию или кандидата. Технологии там и там примерно одинаковые. Разница в том, что маркетологу нужно приучать к долговременному потреблению и времени у него достаточно, а политтехнологу - в короткий срок при высокой конкуренции и ограниченном бюджете убедить избирателя "купить" именно его кандидата. Как я уже говорил, в выборах по многомандатным округам избиратели чаще всего голосуют не за программы, а за знакомые фамилии. Фамилия - это бренд, и раскручивать ее надо как бренд. Или использовать другие технологии. Можно изучать особенности "своего" округа. Желательно жить в своем округе, ходить в те же магазины, те же жилищные конторы и поликлиники, что и твои избиратели, тогда будет проще. Тогда многое становится понятнее само собой. Это, извините, азбука. Можно анализировать своих конкурентов, их слабые и сильные стороны, перенимать их "домашние заготовки" (в Норильске на всех выборах все у всех воруют идеи - это аксиома). Можно заняться тщательной разработкой стратегии, учитывающей максимально полный охват всех целевых аудиторий - это уже работа по мастерам, но эффект дает стопроцентный. Можно вообще тупо пойти в библиотеку и изучить подшивку с итогами прошлых выборов по своему округу, кто выиграл, кто проиграл и кто чего на выборах обещал (это легче всего - официальные итоги выборов всегда публикуются в "Заполярной правде"). Можно сделать ставку на грамотную команду, чтобы обязательно в штабе был толковый юрист, чтобы он подсказывал, как находить у конкурентов нарушения. Способов очень много. Все это, если разобраться, несложно. Посмотрите на людей, которые профессионально участвуют во всех местных выборах - они что, сильно умнее остальных? Да нет. Просто всякий раз чего-то не срабатывает. Первый раз неопытный был, второй - денег не хватило, третий - команда подвела, а в четвертый за него не голосуют потому, что он уже всем надоел. Нет, правда, выборы - не очень сложная вещь. Поговорите с депутатами, особенно с теми, кто избрался впервые. Они подтвердят. Обидно, что при этом вокруг темы выборов клубится невероятное количество мифов. И про черный пиар, и про оболванивание, и про продажный избирком. Про страшных московских пиарщиков, изрыгающих огонь. Про журналистов, берущих баснословные суммы за листовку из двух строчек. Про административный ресурс. Чтобы вы знали: распускание слухов про всемогущий черный пиар - это и есть черный пиар. Это такой элемент "психологической утрамбовки" кандидатов, игра на повышение: с черным пиаром, типа, все будет стоить дороже. Словом, вокруг выборов накручено выдумок. Я не собираюсь никого убеждать в том, что этого нет. Есть. На всех норильских выборах были и приезжие пиарщики, и "мочилово", и административный ресурс. И на этих выборах все будет. На каждом предприятии, директор которого пойдет в горсовет, найдется достаточно подхалимов, которые будут бегать и за него агитировать. Я бы на месте конкурентов директора еще и приплачивал бы им - эффект от такой агитации, как показывает опыт, разрушительный. И жалобы в избирком будут. И движение "За честные выборы" обязательно создадут, и оно, вестимо, никуда не двинется. И черный пиар будет, само собой. На всех выборах есть, а на норильских не будет? Не смешите. Я это говорю именно для того, чтобы вы, если решите пойти в горсовет, не боялись. В сущности, и цель моих заметок в "школе кандидата" - мобилизовать людей, которые могут пойти в депутаты, но сомневаются, опасаются, не хотят становиться жертвами черного пиара. Мне за эти тексты никто не платит. Просто, правда, хочется интересных выборов. Чтобы там были не только те, кому кровь из носу надо переизбраться. Или те, кому отдали приказ, включили в список, и ему деваться некуда. Я за конкуренцию. Я за позитивно замотивированных кандидатов в депутаты горсовета. Ведь нет ничего такого особо сложного в норильских выборах. Да, у нас сильно непредсказуемый избиратель. Принято считать, что он голосует иррационально. Что все технологии, которые срабатывают в других городах, в Норильске не работают. Именно поэтому здесь московские пиарщики садятся в лужу регулярно. Эта иррациональность вполне просчитывается, если четко представлять, кто и почему может проголосовать именно за тебя. Ну да, в Норильске выборы иногда как черный ящик. Это так. Это риск, кстати, для любого кандидата. Куда более серьезный, чем попасть под раздачу приезжих отмороженных пиарщиков. Но только выборы - они для того и придуманы, чтобы рисковать. Никто никому никакой гарантии на выборах дать не может. Вспомните, как проиграл Хагажеев. Вспомните, как десять лет назад выиграл Ткачев. Банальную вещь скажу, но если любишь яичницу - учись разбивать яйца. Не шибко-то много и надо уметь для этого. Это я про выборы, если кто не понял. |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|