|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
О ТРИНАДЦАТОЙ ЗАРПЛАТЕ
Норильские хроники. 23 декабря 2005 г. Никакой тринадцатой зарплаты в бюджетной сфере не будет. Будет премия за экономию фонда заработной платы - ее традиционно получают сотрудники аппарата и бухгалтерии управлений бюджетной сферы. Если в течение года экономили на премиальных, не брали на работу новых людей, сокращали вакансии - к концу года обычно сумма вылезает неплохая. Остальным бюджетникам к новогодним каникулам выдадут зарплату за декабрь и - гуляй, Вася. Хотя тринадцатой зарплаты в бюджете нет второй год, разочарование в народе сильное. Ведь все помнят, как Бударгин, красно наше солнышко, Олег наш Михайлович, под Новый год каждому бюджетнику - да по десять тысяч (как-то было и по пятнадцать). И Маланин тоже платил - собственно, с Маланина и пошла мода на тринадцатую зарплату в бюджетной сфере. Кстати. Пять лет назад в бюджете тринадцатую зарплату получали, а на комбинате - нет. Теперь все наоборот: в Заполярном филиале по итогам года выплачивают работягам по 25-30 тысяч премии, а в бюджетной сфере - ничего. Причина понятна. Нежелание ссориться с краем. Даже скажу жестче - боязнь нашей мэрии вызвать неудовольствие краевых финансистов. За последние два года местная власть окончательно и бесповоротно отстроилась "под край". Согласно 131-му закону субъекты Федерации теперь отвечают за финансирование здравоохранения, образования и социальной защиты. То есть из краевого бюджета теперь финансируются учителя, врачи и социальные программы. И кавешки теперь тоже финансируются краем. Из внебюджетного фонда. И чуть что не так - могут либо кавешки порезать, либо финансирование по соцпрограммам сократить. Так что времена финансовой вольницы, времена новогодних премий для бюджетников закончились. Видимо, навсегда. В связи с этим одно интересное замечание. Не мое. Владимир Иванович Уланов, четырежды депутат Норильского горсовета, человек, разбирающийся в основах местного самоуправления, считает, что это только начало. Что сейчас давление на Норильск, "выстраивание" местной бюджетной системы под некие краевые стандарты будет только усиливаться. И противопоставить этому мы ничего не сможем. Потому что мы, во-первых, городской округ. Раньше пробивать бюджет в Красноярск ехали четыре мэра - норильский, кайерканский, талнахский и снежногорский. А теперь - один, да и тот сам не ездит, а зама посылает. Во-вторых, налоги "Норильского никеля" составляли 90 процентов доходов краевого бюджета, и власти края готовы были идти на любые уступки. А теперь в крае второй год производство растет, налоооблагаемая база увеличивается, и "Норильский никель" постепенно занимает все меньшую долю в доходной части (сейчас, кажется, уже 60). В-третьих, раньше существовал определенный пиетет перед Норильском у краевых властей. В том смысле, что Норильску позволяли чуточку больше, чем, например, Канску. Сейчас это тоже в прошлом. Хлопонина, похоже, таки будут готовить в президенты. И для него сейчас самое важное - нигде не проколоться и выполнять закон. А с точки зрения 131-го закона разницы между Норильском и Канском никакой. Если Норильску оставляют 20 процентов доходов, то и Канску оставят тоже 20. И если канские бюджетники не получают тринадцатой зарплаты (а в крае бюджетникам вообще НИКОГДА не платили никаких премий по итогам года), то и норильские бюджетники не получат. Никаких привилегий. Все должно быть как у всех. И это - я имею в виду невыплату тринадцатой зарплаты - только начало. Следующий шаг - приведение норильской бюджетной сферы к краевым стандартам. Превышение штатной численности учителей? Слишком много дополнительного образования? Привести к краевым стандартам. Лишних учителей сократить, школы объединить, дополнительное образование сделать платным. Слишком много врачей? Привести к краевым стандартам: лишних врачей сократить, медучреждения объединить, дополнительные услуги сделать платными. Слишком много социальных программ? Лишние убрать, оставшиеся слить, что не слито - сделать платным. И так далее. Рискну предположить, что в будущем году мы еще нахлебаемся с этим законом. Весь комплекс проблем, связанных с ним (то, что теперь норильских бюджетников оставили без тринадцатой зарплаты - лишь одна из проблем) проистекает от извечного русского противоречия между прописанным формально законом и действующей практики жизни по понятиям. "Понятия" можно назвать "интересами Норильска", суть не меняется. Проблема в том, что у местной власти не хватает сегодня влияния (а может, политической воли?), чтобы найти уместный компромисс между законом и "понятиями". К чему это приведет - узнаем очень скоро. |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|