|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
ОБ АРЕНДЕ
Норильские хроники. 7 декабря 2005 г. Решение администрации в три раза поднять базовую ставку аренды для муниципальных магазинов вызвало тихую панику среди коммерсантов. Большинство коммерсантов, которые торгуют на арендованных площадях муниципальных магазинов - это мелкий бизнес. Ларьки, прилавки, максимум - отдел в магазине. Как правило, эти площади находятся в субаренде у крупных арендаторов, которые "держат" целый магазин. Крупные арендаторы - это особый класс предпринимателей. Слово "предприниматели" здесь надо взять в кавычки, потому что имеется в виду совсем другая предприимчивость. Знакомые или знакомые знакомых, в разное время благодаря связям в администрации получившие в аренду муниципальные магазины. Самые приближенные получили магазины на "красной линии" - на Ленинском проспекте. Доходы от аренды пополняют бюджет. Доходы от субаренды, превышающие, по оценкам знакомых специалистов, арендные платежи в пять-десять раз, являются "черной кассой", непрозрачной по определению. Официально субарендатор платит ту же ставку, что и арендатор. Неофициально, из кармана в карман - кто как договорится. У меня несколько знакомых коммерсантов держали и держат в субаренде площади, и систему "из рук в руки" я много раз наблюдал воочию. Если повезет - удастся купить выведенную из жилфонда квартиру под магазин и забыть про муниципальные магазины как про страшный сон. Но везет немногим. Квартир, выведенных из жилфонда (а их уже лет пять как запретили выводить) в городе не так много, и цены на них сопоставимы с ценами на небольшие квартиры в Москве. Не каждый коммерсант потянет такие расходы. Тем более при нынешней покупательской способности населения, когда продажи падают повсеместно. Повышение базовой ставки арендной платы - еще не все. Еще администрация предложила ввести коэфициенты. То есть вот два одинаковых магазина. Один торгует колбасой, другой бытовой техникой. Введение коэфициентов разделяет магазины на те, чьи товары относятся к категории социально значимых, и на те, чьи товары - социально незначимые. К последней категории отнесены товары, на которых "сидят" большинство субарендаторов: сотовые телефоны, бытовая техника, одежда, обувь, меховые изделия, мебель. Фирмы такси тоже отнесены к социально незначимым услугам - им влупили коэфициент 0,85. Больше всего повезло аптекам (0,08), меньше всего - залам игровых автоматов (7,36). Словом, городские власти теперь делят коммерсантов на "чистых" и "нечистых", и все "нечистые" будут платить аренду раза в три большую, чем "чистые". Поскольку предпринимательское сословие в Норильске - это такой аналог вьючных животных, на которых можно взвалить любой груз, а они будут его безропотно везти, ничего не изменится. Ну пошумят, зубами поскрипят. Нет в Норильске эффективных объединений предпринимателей, способных отстаивать корпоративные интересы. Или хотя бы задать вопрос - а по какому, собственно, праву магазин, который арендует Вася, отнесен к категории социально значимых, а магазин, который арендует Петя - наоборот? Норильские коммерсанты - самое убогое и запуганное сообщество, я сто раз об этом говорил, и еще раз повторю. Я бы на месте администрации смеха ради поднял бы аренду не в три, а в десять раз - какая разница, все равно будут платить как миленькие. И не пикнут. Легко просчитываются последствия. Во-первых, мелкие коммерсанты-субарендаторы, для которых новые ставки аренды станут непосильными, начнут всеми правдами и неправдами искать возможность "встать" в немуниципальных магазинах, где нет такой аренды. Это значит, что выведенные из жилфонда квартиры подорожают еще круче. И будут стоить уже не как в Москве, а как, допустим, в Нью-Йорке. Во-вторых, разные предпринимательские сообщества сейчас понесут деньги, чтобы "их" категорию товаров тоже объявили "социально значимой" и присвоили понижающий коэфициент. Сессия горсовета через две недели, вот там и узнаем, какие категории товаров и услуг поменяют свой знак с социально ничтожных на социально значимые. Если такие изменения будут - останется только предполагать, во что это обошлось коммерсантам соответствующего "профиля". В-третьих, малый бизнес при таком отношении в течение года-двух вымрет окончательно. Мелкие коммерсанты будут вынуждены вливаться в более крупные бизнес-структуры. С потерей самостоятельности, собственного баланса и т.д. Это будет означать, что начать собственное дело в Норильске без поддержки крупного бизнеса (который и так уже поделен между блатными и приближенными к местной администрации и "горке") будет сложнее, чем сейчас. Фактически - невозможно. В итоге местный потребительский рынок станет еще более убогим. А уж о возможностях местных предпринимателей создать свое общественное объединение и отстаивать свои права можно будет забыть окончательно. Такая организация нужна мелким коммерсантам. А блатные и прикормленные и без того живут неплохо. |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|