П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.





О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ

Норильские хроники. 23 ноября 2005 г.

Редко приходится читать исследования, связанные с местным потребительским рынком. Недавно мне в руки попал любопытный документ. Это исследование, которое по заказу одного московского рекламного агентства проводилось в Норильске. Использовались только открытые источники. В частности, анализировались подшивки местных рекламных газет за пять лет и другие информационные ресурсы. Например, есть ссылки на сайт управления потребительского рынка и услуг www.upriu.ru, где периодически выкладываются данные о ценах и коммерческих предприятиях в Норильске. Такие исследования, насколько я знаю, в последнее время заказывают достаточно часто. Московские фирмы, создающие свои региональные сети (а таковых все больше - столичный рынок переполнен), изучают потенциальные рынки сбыта. В первую очередь, понятно, интересуются донорскими, богатыми территориями. В том числе и Норильском. Исследования заказывают местным экспертам, не связанным с предпринимательской или административной деятельностью, так что выводы вполне убедительны.

Так вот о выводах. Главный - местный потребительский рынок последние пять лет пребывает в состоянии перманентного кризиса. Товарооборот растет, количество фирм, работающих на рынке, увеличивается, но при этом последние пять лет падает покупательская способность средней норильской зарплаты. И потребительский рынок Норильска, еще пять лет позиционировавшийся как рынок товаров для "среднего класса", сегодня перестраивается под нужды бедных (обедневших) норильчан.

В первую очередь это отражается на изменении самой структуры потребления. Первое: рост товарооборота происходит за счет роста цен, а не расширения ассортимента. Ассортимент как раз сокращается повсеместно. Что, к слову, совпадает с моими собственными ощущениями. Каждый может назвать несколько вещей, которые раньше в Норильске можно было купить, а сегодня купить невозможно. Потому что не везут. Хорошие женские перчатки. Качественные наушники. Курительные трубки. Фильмы кроме "Девятой роты" и "Сына Маски". И многое другое. Норильский рынок захватывают товары категории mass market, массовые недорогие вещи соответствующего качества. В исследовании это названо "снижением уникального предложения". То есть местный потребительский рынок заполняется дешевой едой и дешевыми товарами соответствующего качества. Это, кстати, очень заметно, когда в отпуске сравниваешь тамошние прилавки с норильскими.

Второе. Последние годы идет сокращение сегмента товаров длительного пользования - например, мебели, дорогой бытовой техники, шуб, охотничьего оружия. Это тоже понятно. Падает спрос. Люди уже (в массе своей) не обустраиваются в Норильске как раньше, не покупают в новую квартиру джакузи. При этом рынок стройматериалов даже подрос, и этому тоже есть объяснение - износ жилфонда. Последний жилой дом в Норильске построили 15 лет назад. Чтобы поддерживать жилье в приличном состоянии, в магазин стройматериалов надо ходить чаще. Отмечается снижение практически по всем "культурным" товарам: сегодня почти нет рекламы фирм, торгующих книгами, журналами, видео и музыкой. Их товары - в категории необязательных, от чего при снижении жизненного уровня отказываются в первую очередь. Так что доходы нынешних "музыкантов" и "киношников" не позволяют даже думать о такой статье расхода, как реклама.

Третье. В сфере развлечений за пять лет произошли серьезные изменения. Раньше в Норильске открывались клубы, букмекерские конторы, бары, кофейни, боулинги и фитнесс-центры - словом, разные формы "продвинутого" отдыха. Сегодня - игровые залы. Во-первых, там норма прибыли выше. А во-вторых, опять же спрос - на развлечения из категории "дешево и сердито".

Здесь, кстати, напрашивается еще один вывод. Что изменения структуры потребительского рынка связаны с изменениями в структуре потребителей, то есть норильского населения. Спрос в Норильске все больше определяют приезжие, одинокие молодые мужчины или гости с юга, которым не нужны книги на русском языке, фильмы Альмодовара, стильные перчатки или боулинг. У них запросы попроще. Кстати, благодаря этим запросам в Норильске все последние годы процветают ювелирные магазины, где основными покупателями являются именно восточные люди.

Исследование объемное, там много интересного написано еще и про наш строительный рынок. Но это как-нибудь в следующий раз. Главный вывод: Норильск не является привлекательным для инвесторов с "материка". Сюда не придут крупные фирмы из Москвы и Питера. В лучшем случае - из Красноярска или Новосибирска. Для всех остальных интереснее вкладываться в наших соседей - Ханты-Мансийск или Салехард. А Норильск - это отстой. Обидно, но, похоже, так и есть.


Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора. Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
Сайт создан в системе uCoz