|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
О ЗАЛОГОВОМ АУКЦИОНЕ
Норильские хроники. 18 ноября 2005 г. В четверг исполнилось десять лет как "Норильский никель" перестал быть госпредприятием. 17 ноября 1995 года состоялся залоговый аукцион, на котором госпакет акций "Норильского никеля" перешел в доверительное управление "ОНЭКСИМ-банка". Вообще-то в самом "Норникеле" "новую" (в смысле - "банкирскую") историю ведут от 5 августа 1997 года, когда "ОНЭКСИМ" стал полновластным владельцем компании. Но к тому времени это был уже совершенно другой "Норильский никель". С Хлопониным, Хагажеевым, с программами реструктуризации и модернизации, с переговорами о передаче городу социальной сферы… Так что правильнее отсчитывать "банкирский" период истории "Норильского никеля" от 17 ноября 1995 года. Залоговый аукцион. Государство продает "Норильский никель". Стоимость его активов тогда оценивалась в три миллиарда долларов. Залоговый пакет продали за 170 миллионов. Сегодня активно обсуждается, вернут "Норильский никель" государству или нет. Продадут ли Потанин и Прохоров свои акции "Алросе" или нет? Не лукавил ли Кудрин, когда говорил, что "Алросе" никаких предложений не поступало? На самом деле все сводится к спору, который все эти десять лет и не прекращался - с самого дня залогового аукциона. Спору о том, правильно ли сделали, что продали "Норильский никель" банкирам? Благо это или нет? Честно говоря не хочется в эту полемику вступать. Смотря что считать благом. И для кого. Сравнивать эффективность государственного и частного управления? Когда "Норильский никель" был государственной компанией, и руководил им назначенный государство директор Филатов, компания умудрилась за полтора года (после акционирования) стать главным в крае неплательщиком налогов, уронить курс акций ниже плинтуса и потерять кредит доверия собственных работников. Или все уже забыли мощные профсоюзные конференции середины 90-х? Зато руководство комбината - Филатов и его компания - жили очень хорошо. На фоне повальной нищеты и озлобления остального населения. Именно поэтому мне смешно сегодня слушать, когда говорят, что-де комбинат нарочно вели к банкротству, чтобы банкиры его подешевле купили. Да полноте, господа, кончайте бредить! Филатов как раз до последнего держался, не желая расставаться с должностью. А его команда не сдавала постов уже после того, как в Норильск приехал новый директор, банкирский назначенец Хлопонин. Так что "специально готовили к банкротству" - такая же ерунда, как объявлять все, что делали банкиры, предпродажной подготовкой компании. Просто у команды Филатова, как у команды государственных управленцев, такой был стиль: после нас - хоть потоп. Банкиры (Хлопонин, Прохоров и их команды), конечно, за десять лет наделали много глупостей. Так с них и спрос какой. Они купили "Норильский никель", понятия не имея, что с ним делать. Им досталась компания (после "эффективных" госуправленцев), у которой размер кредиторки почти сравнялся со стоимостью материальных активов. Это как если бы вы купили квартиру, у которой долг по квартплате равен ее стоимости. Я думаю, и цена в 170 миллионов долларов за залоговый пакет - свидетельство того, что и в Москве считали, что "Норильский никель" с его долгами впору списывать. И пытались хоть какие-то деньги за него выручить. Да, многих вещей, которые банкиры и их подручные делали в Норильске, им не простят никогда. Хагажееву всегда будут помнить реструктуризацию строительного комплекса. Хлопонину - что он закрыл финансирование строительства жилья на "материке" для ветеранов комбината. Прохорову - что раздавил профсоюзы. Глупостей хватало, не спорю. И ошибок. И странных назначений. И поспешных обещаний. Но давайте реконструируем историю. Представим, что не было никакого залогового аукциона. РАО "Норильский никель" осталось в собственности государства. И вот прошло десять лет. Что мы увидим на картинке? За примерами далеко ходить не надо. Вот есть компания, крупная, которая осталась у государства. АвтоВАЗ. Можно сравнить, что за последние десять лет происходило с "Норильским никелем" и что за этот же срок было с АвтоВАЗом. А выводы делайте сами. На АвтоВАЗе все десять лет, несмотря на титанические усилия государства, снижались объемы производства. Там отказались от серьезных структурных преобразований. Там провалили все проекты совместного выпуска автомобилей с европейскими или корейскими автомобильными концернами. Не говоря уже о какой-то маркетинговой стратегии, продвижения своей продукции в стране и за границей. На АвтоВАЗе, если верить отдельным телепередачам, до сих пор царят советские порядки - со смотрами передовиков, стенгазетами, мелкими несунами и крупными коррупционерами. Скорее всего потому, что там все тот же, что и десять лет назад, директор. АвтоВАЗ акционирован по очень странной схеме, структура акционерного капитала запутана и непрозрачна, а дивиденды по акциям он, по-моему, не платит вообще. Итог. АвтоВАЗ, несмотря на все меры, предпринятые государством для его спасения, несмотря на дикие пошлины на ввоз иномарок - все десять лет медленно умирает. Теряет отечественный рынок. Теряет конкурентоспособность. Никто уже и не говорит, что из АвтоВАЗа когда-нибудь что-нибудь хорошее получится. Особенно после нашего вступления в ВТО. Да, и еще одно. Все эти десять лет АвтоВАЗом руководил один и тот же директор, Каданников, назначенный государством в 1987 году. Ему уже за 70, Каданникову. Его невозможно было убрать. Государство видело, что главное предприятие отрасли разваливается и хиреет на глазах, но директора не меняли. Десять лет прошло. То есть там сидит команда еще с советских времен. Динозавры. Ленина помнят. Кошмар. Кстати, недавно в Норильск приезжали музейщики из Тольятти, столицы АвтоВАЗа. Так они рассказывали, как в Тольятти последние годы обсуждают (открыто причем) перспективы жизни города без автомобильного гиганта. Никто не верит в то, что у АвтоВАЗа есть будущее. А теперь давайте этот сценарий спроецируем на последние десять лет норильской истории. Итак, "Норильский никель" остался госпредприятием. Не было никакого залогового аукциона. Филатов остался директором. И до сих пор он директор. И команда на Гвардейской, 2 все та же. Десять лет "Норильский никель" управлялся и поддерживался государством. Когда цены на никель падали, государство вводило драконовские пошлины на ввоз изделий из металла в Россию. Когда цена росла, забирало себе разницу в виде налогов. "Норильский никель" не сокращал рабочие места, оставшись одним из самых неэффективных предприятий отрасли в мире. Впрочем, это никого и не волновало. Главное - выбить госинвестиции и добиться, чтобы в федеральном бюджете "Норильский никель" прописали отдельной строкой. И пролоббировать пошлины. Тут ума большого не требуется. "Норильский никель" не стал проводить никаких преобразований и модернизации. Благодаря этому износ основных фондов достиг экстремальных значений, а производительность труда осталась на уровне 1995 года. Не было никаких международных проектов, никаких амбициозных планов вроде покупки золотых активов или захвата палладиевого рынка в Северной Америке - госкомпании такой геморрой ни к чему. Цена на акции "Норильского никеля" все десять лет устойчиво держалась на одном уровне. А размер дивидендов (весьма символический) определял главный акционер - государство. И как итог: спустя десять лет "Норильский никель", бывшая краса и гордость отечественной индустрии, оказался в роли заштатного предприятия с неэффективным производством, гигантским управленческим аппаратом и размытыми социальными полномочиями. Предприятие, которому оставалось уповать только на то, чтобы никель не подешевел. Предприятие, куда молодые менеджеры не хотели ехать, потому что карьеры здесь не сделаешь (какая карьера, если управленческая команда десять лет не меняется?). И в городе уже открыто говорили, что "Норильский никель" долго не протянет. Кадровый кризис, помноженный на износ фондов, помноженный на отсутствие перспектив, помноженный на всеобщее ощущение вторичности, привели к тому, что… бла-бла-бла, тут можно накручивать ужасов до бесконечности. Думаете, слишком пессимистично? Да если бы. Примерно такая ситуация была на комбинате в 95-м. Примерно то же сейчас происходит на АвтоВАЗе. Единственный аргумент, который можно принять: мол, государственная компания способна выступать в роли стратегического инвестора для территории. В том смысле, что государственный "Норильский никель" занимался бы здесь реализацией инфраструктурных проектов. Строил бы больницы, порты, новые города… То есть развивал бы Север. Да, тут я за. За развитие Севера. Хотя поверить в то, что будет именно так, тоже не получается. Могу напомнить, что все инфраструктурные проекты - строительство Пелятки, например - "государственный" "Норильский никель" заморозил в первую очередь. И северный вариант Ванкора зарубила тоже госкомпания. Да и нет гарантии, что федеральные управляющие, которые сменят акционеров, займутся действительно нужными территории проектами, а не будут тратить деньги на какие-нибудь глупейшие очередные "оазисы в тундре". А так - да, конечно, будем идеалистами. Придет государство и построит здесь рай. Конечно, построит. В Тольятти вон десять лет строит. Правда, я-то думаю, все будет не так. Поматросят и бросят. Потому что все эти разговоры о продаже "Алросе" - банальный передел собственности. Команда, которая в 2008 году уйдет, готовит запасные аэродромы. Поматросят, отожмут прибыль, а потом снова продадут. В добрые руки. Скорее всего иностранцам, наши уже обожглись. А уж те здесь все наладят - мама, не горюй. Горючими слезами будем банкиров вспоминать. |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|