П О Л И Т О Б О З
   Владислава ТОЛСТОВА
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней
Поиск: на:

Владислав Толстов считает своим долгом предупредить, что "Политобоз" является его частной страничкой в Интернете. Тексты, которые публикуются на сайте "Политобоз", выражают исключительно личную позицию автора, они никак не связаны ни с какими другими проектами, в которых участвует Владислав Толстов. Тексты эти не предназначены для публичного распространения, поэтому автор не несет ответственности за перепечатки, дайджесты, републикации, ссылки и прочие виды распространения размещенных на своем сетевом ресурсе материалов.





О ТЕПЛОХОДЕ "НЕКРАСОВ"

Норильские хроники. 26 сентября 2005 г.

Безусловно, самое громкое событие последнего месяца - гибель теплохода "Некрасов" в акватории Дудинского морского порта. О затонувшем 16 сентября 2005 года судне, о погибших людях, о всей этой нелепой трагедии говорить еще будут долго. "Некрасов" - это теперь в массовом сознании наш таймырский "Титаник". Самая громкая катастрофа. "Самый кровавый рейс навигации", как уже говорят. ПЕРВОЕ кораблекрушение за всю без малого семидесятилетнюю историю Дудинского порта!

Ветераны порта когда-то рассказывали, что в годы войны был случай: транспорт с взрывчаткой вмерз в лед в районе Левинских песков. И 700 заключенных дудинских лагерей, в основном женщины, вручную перетаскивали ценный груз на берег. Но то была война, и транспорт вместе с экипажем остался в целости, и груз спасли. А "Некрасов" ушел под воду в мирное время, на глазах у всей Дудинки, неподалеку от здания окружной администрации. Говорят, там как раз собирались на обед и наблюдали трагедию в окна.

Погибли люди. Это главное. Почему, какие причины привели к аварии - в этом еще предстоит разобраться. Говорят, в этой трагедии много непонятного. Хотя что уж тут непонятного? Конец навигации, гнали судно с перегрузом, контроля на трассе нет, Дудинский порт за них не отвечает…

Кстати, а кто отвечает? За все дни после гибели "Некрасова" ни разу не прозвучало фамилии конкретных чиновников, курирующих в окружной администрации транспорт. Зато несколько раз сообщалось, что губернатор Таймыра лично контролирует ход спасательной операции. Красноярский губернатор также заявил, что "лично контролирует". В день кульминации спасательной операции (когда "Некрасов" подтянули на мелководье и стали выгружать из трюма мешки с овощами и трупы), один в Норильске обсуждал будущий чемпионат по северному многоборью, второй в Красноярске проводил собрание по поводу будущего съезда "Единой России". Но при этом оба лично контролировали, безусловно. К ним претензий нет.

Есть вопросы, и среди них главный: кто, кроме "лично контролирующих" отвечает за организацию грузовых перевозок речным транспортом? Сохранят ли эти люди должности? Призовут ли их к ответу? Заинтересовались ли ими следственные органы? Ведь ребенку понятно, что эта трагедия - неизбежный результат определенной практики. Практики, сложившейся, уж будем говорить до конца, при явном или косвенном попустительстве контролирующих инстанций. "Некрасову" просто не повезло. Перегрузили, волну прозевали… А остальные проскочили. И тот же "Некрасов" до этого пять рейсов совершил. Пять раз проскочил. И другие до него проскакивали. И шли с перегрузом, и иммигрантов в трюмах прятали.

Кстати, об иммигрантах. Здесь как раз больше всего вопросов. Власти утверждают, что на самом деле находившиеся на борту "Некрасова" граждане других государств никакие не иммигранты, а просто сопровождавшие груз лица. Знакомые коммерсанты говорят: это были самые что ни на есть незаконные иммигранты. Нелегалы. Попасть в Норильск через Дудинку в трюме теплохода - самый дешевый способ. Вы видели "Некрасов" по телевизору. Довольно утлое суденышко. Представить, что в него можно запихать 80 тонн овощей, наверно, можно. Представить, что среди этих тонн шесть дней пути жили несколько нелегалов - в каких условиях? Но ведь жили. Плыли. Потому что Енисей как канал нелегальной миграции властями контролируется слабо. А иначе с чего бы уголовные дела возбудили на хозяев "Некрасова", но не против должностных лиц, отвечающих за организацию перевозок? Потому что трагедия "Некрасова" - следствие некоей стихийной практики, сложившейся не вчера. И слова одного коммерса, что только в эту навигацию в трюмах на Таймыр доставили 400 нелегалов, бредом не выглядят.

Местная азербайджанская диаспора после трагедии повела себя безупречно. Азербайджанцы несколько дней дежурили на лихтерах, ожидая подъема теплохода и опознания трупов (с берега им передавали еду). Они собрали деньги для помощи семьям пострадавших соплеменников (раньше, чем о сборе средств объявила администрация). Коллеги, ездившие в Дудинку, рассказывали, что в порту на насыпи, откуда виден "Некрасов", постоянно дежурят 20-30 кавказцев. Стоят, смотрят. Молчат. Ждут. Теперь вообразите, что в акватории порта Баку затонул корабль с русскими иммигрантами. Вы можете себе представить, как русская диаспора собирает деньги, передает еду и сутками не уходит с места трагедии? Катастрофа "Некрасова" дала повод и для таких невеселых размышлений - как по-разному ведут себя в беде разные народы.

И еще безупречно себя вели МЧС. Ильдар Иргашевич Джураев, начальник таймырских МЧС - запомните это имя. И 18-летний моторист Степан Тарасенков, успевший во время крушения спасти женщину. Азербайджанцы, МЧС и юноша-моторист - вот и все герои в этой истории. Хотя никогда не забудешь, что при других обстоятельствах им не пришлось бы проявлять свой героизм. Жаль погибших. И жаль, если ничего не изменится.


Ссылки















Архив политобоза
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора. Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
Сайт создан в системе uCoz