|
П О Л И Т О Б О З Владислава ТОЛСТОВА |
Ждите новый выпуск "Политобоза" по понедельникам, средам и пятницам кроме праздничных дней |
|
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ
Норильские хроники. 16 сентября 2005 г. В Красноярске прошли слушания по обсуждению проекта концепции государственной информационной политики. В них принимал участие норильский мэр. Видимо, узнал много нового. И то сказать: в его администрации информационная политика отсутствует. В сущности, об этом уже сто раз говорилось и повторять не хочется. Информационная политика - это сумма действий, направленная на то, чтобы объяснять обществу, чем занимается власть. Разъяснять ее, власти, инициативы и действия. В Норильске информационная политика администрации сводится к рассылке пресс-релизов и существовании информационного центра "Норильские новости". "Норильские новости" издают три газеты - "Заполярку", "Огни Талнаха" и "Северную Надежду". Вот вроде и все. То есть государственную информационную политику в Норильске осуществляют пресс-службы и городские СМИ. Рассмотрим оба элемента по отдельности. Как раз в среду депутаты опять обсуждали очередную концепцию развития информационного центра "Норильские новости". Очередную - пятнадцатую (!) по счету. Бумагой, потраченной на распечатывание всех этих концепций, можно обклеить средних размеров дом. Уже больно за коллег. Предлагаю свои услуги. Я могу написать концепцию развития "Норильских новостей". Даже писать не надо. Достаточно пяти минут, чтобы объяснить депутатам, как сделать городскую газету рентабельной. Вся штука в том, что депутаты хотят, чтобы газета была рентабельной, и вместе с тем поддерживала власть. Проще говоря, "ребята, вы пишите про нас только хорошее, а плохое не пишите. За это вы будете получать деньги на бумагу и хорошее отношение". Депутаты не понимают, что в Норильске газета может быть рентабельной, если у нее будет высокий тираж. Высокий тираж появится только у популярной газеты. А популярной может быть газета только независимая, не связанная молчаливыми моральными обязательствами с чиновниками. В пример можно привести тот же "Норильчанин". Депутаты хотят, чтобы "Заполярку" раскупали так же, как "Норильчанин". Но "Норильчанин" не получает из бюджета денег. Поэтому пишет все, что думает. И люди ее читают, хотя иногда и плюются. И у редактора "Норильчанина", тоже депутата, шансы стать депутатом следующего горсовета раз в десять выше, чем у его коллег, присягающих на верность "Заполярной правде". Теперь возьмем пресс-службы. Скажу крамольную вещь: пресс-службы в сегодняшнем качестве призваны не для проведения информационной политики, а для дозировки информации. Причина единственная: в пресс-службе работают бывшие журналисты, ставшие муниципальными служащими, чиновниками. Журналист, работающий чиновником, постепенно деградирует в профессиональном плане. Потому что как муниципальный служащий он очень скоро начинает не создавать информационные поводы (работа журналиста), а оберегать собственного шефа от назойливых журналистов (работа чиновника). Потому что шеф может расстроиться от того, что журналисты о нем напишут, пресс-секретарю от шефа достанется, его могут уволить, а кто же захочет потерять высокооплачиваемую работу? Куда спокойнее, чтобы про шефа вообще ничего не писали и не говорили. Или показывали только то, что нужно его пресс-секретарю. Это принято называть созданием положительного имиджа", хотя чем ретивее пресс-секретарь усердствует в создании такого имиджа своего шефа, тем больше шансов, что журналисты будут показывать шефа полным болваном. Из чувства профессионального противоречия. Как заставить пресс-службы проводить эффективную информационную политику? Очень просто - поручить это дело не чиновникам, а журналистам. Когда создавался центр "Норильские новости", предполагалось, что туда передадут пресс-службы администрации и горсовета, и это было разумно. Журналисты сами находят информационные поводы, они не зависят от настроения первого лица администрации, как это происходит с сотрудниками пресс-служб. Они не вникают в подковерные разборки и интриги внутри администрации, в переживания и страстишки мелких клерков. Они, и это важно, журналисты в отличие от бюрократов больше заинтересованы в том, чтобы быть ближе к читателю-зрителю, а не к руководителю. Пресс-службы в нынешнем формате - это не очень профессиональные и совершенно неэффективные структуры, никоим образом непригодные для проведения нормальной информационной политики. В первую очередь потому, что любая информационная инициатива, если она не исходит от Первого Лица, тормозится. Я по-человечески хорошо отношусь ко всем сотрудникам всех пресс-служб, но от слов своих не отказываюсь. А для разнообразия могу привести пример эффективной информационной политики. "Заполярная столица", Денис Снегов. Он в Норильске год, но сегодня даже дети в городе знают, кто такой Снегов и чем занимается "Заполярная столица". Потому что Снегов не боится журналистов и знает цену пиару. Снегов появляется на экране чаще, чем мэр Норильска. "Заполярная столица" - самая популярная компания. Требуется усилие, чтобы вспомнить, что в администрации есть некие структуры, которые тоже занимаются ЖКХ. О них и не помнит никто - "спасибо" городским пресс-службам. Все внимание, вся любовь СМИ, все авторитетные суждения, все информационные поводы - это Снегов, Снегов, душка Снегов. И ГЛАВНОЕ! - в "Заполярной столице" никогда не было пресс-службы! |
|
Материалы данной рубрики отражают исключительно личную позицию автора.
Цензура не допускается. Обратная связь: slava@sgtv.ru
|